Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Круговорот дерьма в политике и искусстве

*
"МАКБЕТТ", Ю.Бутусов, "САТИРИКОН", Москва, 2002г. (8)
"КОРОЛЬ УБЮ", А.Морфов, "ET CETERA", Москва, 2001г. (7)


Два спектакля "Макбетт" в Сатириконе и "Король Убю" в Et Cetera составляют прекрасную пару, словно продолжают друг друга. Кажется, что герои могли бы совершенно свободно сходить на пару сцен из "Макбетта" в "Убю", а из "Убю" в "Макбетта", сделать какую-нибудь пакость и вернуться обратно.
Сходство рождается из-за текста Жарри и Ионеско. Во-первых, там общий взгляд на "круговорот дерьма в политике". Во-вторых, взятый из Шекспира сюжетный ход: убийство короля, да и мамаша Убю - клизма старая, как леди Макбет, возбуждает у мужа честолюбивые планы. При этом режиссеры используют совершенно разные приемы: в "Сатириконе" - изощренный абсурд, в "Et Cetera" - грубый площадной балаган. В этой клоунской стихии совершенно замечательно чувствуют себя и "белый пушистый одуванчик" (он же "пень в весенний день") - Калягин и его окружение - "нежные молодые лепестки" - Шубина, Молочков, Кондаков, Жоголь. Они свободно общаются с залом и зал отлично принимает правила игры "за гранью приличного". При том, что герои начисто лишены обаяния - даже отрицательного - смотрится очень весело.

Не только о политической власти.

Помимо главной темы (природа политической власти), о которой пишут все рецензенты, в спектакле есть и очень интересная побочная тема, она связана с образом автора - подростка Альфреда. Он первым появляется на сцене и сразу задает спектаклю "клоунский" тон, дергаясь и перебегая за лучом прожектора.
Фигура автора "вставляет в спектакль в раму", сразу становится ясно, что это "подростковый" взгляд на жизнь, к тому же папаша Убю - alter ego автора, а поскольку Жарри является предтечей театра абсурда, театра жестокости, сюрреализма и т.п. возникает тема "круговорота дерьма в современном искусстве" от "Черного квадрата" и "писсуара" до собаки Кулика и Сорокина. Папаша Убю "имеет" подданных также, как и художник-авангардист "имеет" публику. Из откликов на спектакль только в одном на это обратили внимание

То, что едва ли не весь авангард ХХ века называл Жарри, этого infante terrible, своим отцом, показательно. Авангардный художник и ведет себя как непослушный и невоспитанный ребенок, уверенный, что ему все сойдет с рук. «Не буду я жить по правилам, — говорит он. — Никому ничего не должен и никто мне не указ. На традицию я плевать хотел. Буду класть ноги на стол, не мыть руки перед едой, писать стихи без рифмы, размера и смысла и выставлять писсуар на всеобщее обозрение. Захочу — покакаю посреди музея. И ничего мне за это не будет, потому что я художник». И если искать в пьесе Жарри подтекст, то не в сфере политики, а в сфере культуры. Это пародия не на диктатора, а скорее на авангардиста, упивающегося вседозволенностью и завоевывающего аудиторию с той же легкостью, с какой Убю получает престол. (М.Давыдова "Нам не страшен Бармалей" - http://www.smotr.ru/2001/2001_etc_ubu.htm#2 ).

Ближе к финалу постановщик отчего-то бросил эту побочную тему (раскрашенный толстяк Убю задавил бледного щуплого хулигана Альфреда), оттого спектакль получился несколько незаконченный.

Зато у Бутусова конструкция выстроена идеально. Вслед за Ионеско он замыкает историческую спираль в круг, в бесконечный бег по кругу, в дурную бесконечность повторений. Буква "т" в названии спектакля может прибавляться бесконечное число раз - "Макбеттттттттттттттт..."

На такую бесконечную повторяемость в театре смотреть не скучно только если компенсировать ее столь же бесконечной режиссерской и актерской фантазией. Постановка зрелищная, сделана по законам парада аттракционов (то горящим мечом помашут, то гэг с кроватью-вид-сверху разыграют). Персонажи ярко утрированные (актеры "Сатирикона" Суханов, Стеклова, Сиятвинда, Аверин, Большов и в натуральном виде обладают большой выразительностью, а здесь костюмы, грим и острый игровой рисунок увеличивают выразительность многократно).
Tags: Бутусов, театр
Subscribe

  • Темы 2011. От «Б» до «Й».

    . Проснулся в другой стране :) Выпал снег, всё так бело, пушисто и пустынно за окном. Новый год начинается с абсолютно чистого листа. 2011-й сразу…

  • Поезд не ушел!

    * " I REST MY CASE", Dana Gillespie, 2010г. (7) 24 апреля умер Сатья Саи Баба - индийский гуру Даны Гиллеспи. Хотел послушать сборник “Songs Of…

  • Первый блин Даны.

    * "FOOLISH SEASONS", Dana Gillespie, 1968г. (5) Дебютный альбом Даны Гиллеспи. Ушла из воднолыжного спорта из-за травмы и запела (*). Но еще не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments