Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Путешествие скифов-казаков-аланов в цитадель европейской культуры.

*
«ПУТЕШЕСТВИЕ В РЕЙМС», А. Маратра, МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, Санкт-Петербург, 2005г. (8)

В начале о «не-вечном», небольшая преамбула, не оперная, на злобу дня 08.08.08.
Что-то в последнее время читаю много стенаний на тему порушенной дружбы между русскими и грузинами. По-моему их непропорционально много, что неправильно по двум причинам:

Во-первых, складывается впечатление, что эта дружба носит сильно ассимметричный и неестественный характер, как это бывает когда дружат не «за», а «против». Верю, что большинство сокрушается вполне искренне, наши культуры срослись, переплелись.
Но очень многие обижены на злодейку судьбу и «правителей» (чаще только на российских, реже на тех и других), которые могут помешать представителям российской и грузинской интеллигенции «дружить против России». «Цивилизованная европейская Грузия против варварской азиатской России» так видят ситуацию не только политиканы, такой взгляд имеет опору в национальном сознании грузин, сформированном интеллигенцией и выраженном вполне открыто в словах Мамардашвили и кинообразах Иоселиани. Саакашвили перевел то, что они думают о северных соседях, из слов и образов в дела – в пули и снаряды. Что ж, мы вызов приняли.

Но есть еще во-вторых, и это главное.
Когда произошедший конфликт сводят к русско-грузинским отношениям, допускают несправедливость перед народом, который на самом деле играл в событиях 08.08.08 главную роль, понес наибольшие потери и проявил наибольшую стойкость духа. Мировое общественное мнение проявило удивительную гибкость и предпочло осетинский народ попросту не заметить, он не укладывается в простую картину мира (свобода демократий против тоталитаризма империй). Да и для наших русско-грузинских стенаний эта тема очень неудобна.
Почему осетины выстояли и победили?
Потому, что они проявили упорство и желание жить и защищать жизнь.
Потому, что Большая Россия помогла и жизни своих солдат не пожалела.
Обе причины победы и связь с Россией и жизненный дух очень наглядно проявлен в самом знаменитом на весь мир осетине, художественном руководителе самого прославленного в мире русского театра.

Теперь о вечном. О музыке.

Гергиев и Россини. Так случилось, что это сочетание имен связано у меня с военными победами.
В августе 2005 года оркестр Мариинского театра под управлением Гергиева открывал музыкой Россини концерт в БЗК посвященный 60-летию окончания Второй Мировой войны (серия концертов была проведена в столицах держав победительниц от Нью-Йорка до Пекина). Увертюра к опере «Вильгельм Телль» может показаться легковесным выбором для такого торжественного повода, но дирижер убедил, что нет. Прозвучал подлинный драматизм борьбы, воля к жизни, воля к победе.
Поэтому и сейчас (спасибо llliu) очень в тему оказалась запись мариинской постановки оперы «Путешествие в Реймс», сделанная в парижском театра Шатле.

Бег на месте.

Свою последнюю итальянскую оперу Россини написал в стиле обозрения. Обозрение оперных приемов, пародийная коллекция из типичных персонажей самых разных национальностей, из типичных арий, дуэтов, ансамблей и хоров. Шутка гения, который решил подвести итог таким самоироничным способом. Тотальная насмешка над оперным жанром начиная с названия. Путешествующие герои все время находятся на одном месте - на постоялом дворе, собираются ехать, но никуда не едут и в результате ни в какой Реймс не попадают. Азартная динамичная музыка иллюстрирует … бег на месте.

Такой необычный подход автора ставит перед театром очень непростую задачу – движения нет, действия нет, главных героев нет, сюжетная линия распадается на эпизодики - концертные номера.

Мариинский театр, академия молодых певцов и режиссер Ален Маратра задачу решили самым максималистским образом. Они придумали для этой постановки эксклюзив - новый, отдельный, особенный театр. В идеале для любой постановки следует именно так поступать, для каждого нового спектакля изобретать новый театр.
Ключ, открывающий одну оперу, вряд ли подойдет к другой, и наглядный пример мы имеем в следующей совместной работе режиссера и театра:

«ЛЮБОВЬ К ТРЕМ АПЕЛЬСИНАМ», А. Маратра, МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, Санкт-Петербург, 2007г. (2)

Природа юмора в «Трех апельсинах» совершенно другая, более сложная - авангардное отстранение, и такой благодатный, самоигральный материал (развернутый сюжет, многослойные метафоры, позволяющие нести любые аллюзии) пропал втуне. Оркестр Гергиева великолепно исполнил Прокофьева, а «реймсская» беготня по залу только раздражала.

Главный стержень «Путешествия в Реймс» - музыка, поток прекрасных мелодий захватывает слушателя так быстро и несет так стремительно, что тот и не замечает отсутствия сюжета.
Театру только остается придумать зрительный эквивалент музыкальному потоку - парад аттракционов, чтобы сбить зрителя с толку, выбить из привычной колеи. Поэтому оркестр расположился на сцене, одет в сценические костюмы (все в белом, а солисты флейта, арфа - в исторических костюмах), дирижер в элегантном черном костюме и черной шляпе, в оркестровой яме сидит публика, по партеру проложены мостки, персонажи появляются из самых неожиданных мест (из кулис, из лож, из оркестра) и осваивают, включают в игру все пространство зрительного зала, общаются с публикой, та весь спектакль вертит головой в разные стороны.
Молодые певцы (за несколькими исключениями) проявили себя очень хорошо – фактурные голосистые, энергичные. Аттракционы исполнили с азартом. Эффектно демонстрировали экстравагантные костюмы. И сыграли-спели тоже с азартом.

Настоящий полковник.

Кульминация парада аттракционов – появление «кавалерии», на сцену выезжает «настоящий полковник» - в папахе, на белой лошади, в сопровождении ординарцев.
И музыкально-драматическая кульминация также связана с этим кавалеристом. По сюжету – русский генерал граф Либенсков (Даниил Штода), здесь оказался натуральным казаком – здоровенный детина, косая сажень в плечах, синие брюки с лампасам, сапоги и к тому же в десантной тельняшке. И партнерша (Анна Кикнадзе) оказалась ему подстать очень колоритная и контрастная – по сюжету польская маркиза Мелибея, а здесь кавказская княжна, в изящном черном платье, с серебряными украшениями. Дуэт вышел напряженный, драматичный, эротичный, энергичный, исполнен с недюжинным вокальным напором. Голосистый казак взял приступом и Мелибею (княжну-маркизу грузинку-полячку) и зал.
Это про него написал Блок :
Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы
И усмирять рабынь строптивых...


В первой части спектакля публику вовлекали развлекали перемещением артистов по залу, а когда вовлекли – действие сосредоточилось на сцене, дуэты стали все более драматичными, перемежались хорами, все более громкими. В финале гремит ликующий хор - Да здравствует «Франция»!, шеренга певцов движется к рампе и атакует зал дружным вокальным залпом.

В отличии от персонажей оперы, так и не доехавших в Реймс на коронацию, Мариинский театр в «Реймс» доехал и взял его штурмом.
Публика капитулировала.

Когда в очередной раз просвещенные европейцы заводят песню «Россия должна» (должна наконец цивилизоваться, стать как все, нормальной европейской страной), мне хочется спросить их – а зачем? Зачем вам еще одна «нормальная европейская страна»? Кто вас тогда будет удивлять? Кто вам тогда привезет русские сезоны? Кто подпитает молодой «варварской» энергией уснувший со времен Россини креативный дух?


Есть повод перечитать известный стих (и сделать небольшие исправления в финальном четверостишии)

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!

Для вас - века, для нас - единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!

Вы сотни лет глядели на Восток,
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!

Вот - срок настал. Крылами бьет беда,
И каждый день обиды множит,
И день придет - не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!

О старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!

Россия - Сфинкс! Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!..

Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!

Мы любим всё - и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...

Мы любим плоть - и вкус ее, и цвет,
И душный, смертный плоти запах...
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?

Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы
И усмирять рабынь строптивых...

Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно - старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем - братья!

А если нет - нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века - вас будет проклинать
Больное позднее потомство!

Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!

Идите все, идите на Урал КАВКАЗ!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл ждет боезапас,
С монгольской российской дикою ордою!
Tags: Гергиев, спина кита, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…