Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«Гамлет» глазами переводчика

*
«ЗАГАДКИ ШЕКСПИРА», О.Сорока, 2001г. (8)

Книга Осии Сороки состоит из свободных заметок, как-бы-диалогов (разговоров автора с самим собой в образе «переводчика Евсея Лунича» – alter ego), речь идет о пьесах Шекспира, многие из них он переводил (переводы Сороки ставили: Женовач - «Король Лир», Козак «Отелло», Чусова «Сон в шалую ночь», Яцко «Мера за меру» и «Кориолан», Коручеков «Как вам это понравится» (частично)).

Подробнее всего разбирается «Гамлет» (переводить не стал, а высказаться хотелось ?).

Заметки очень точные, «шекспировская коллекция» самых вкусных эпизодов, эпитетов, образов, от пузырей земли в «Макбете» до венка из цветов на Лире. Отлично проведено расследование о ведьминой капле.

Но в главах о «Гамлете» есть и большее, целостная концепция главного образа. И она связана с целостной концепцией Шекспира-моралиста по Луничу.

«Он переделать мир хотел, а сам на ниточке висел.»

В версии Лунича Гамлет имеет «одну но пламенную страсть» – страсть к творчеству.
Юношеская любовь к Офелии прошла, власть над людьми не манит (ему достаточно скорлупы ореха), долг – тяжелая ноша. В общем, жизнь отвратительна. Оживляется Гамлет только тогда, когда приезжают актеры. Тут (а также в Виттенберге с Горацио) он в своей тарелке – читает монолог, дописывает текст, режиссирует спектакль.

Поэтому и медлит, не может отдаться мести без остатка, сердце занято совсем другим.
Гамлет слишком мал для политической деятельности, или она слишком мелка для него ? По Луничу, скорее первое: «Беда Гамлета в том, что он считает энергию свою беспредельной, не зная, что сверхчеловеков не бывает на земле.»

В этом взгляде есть что-то от окуджавского бумажного солдатика, неприятие большой, высокой трагичности, желание отвернуться, уклониться (отползти и спрятаться под листик, забиться в щель).

Впрочем, позиция Лунича не так проста, он не играет на понижение, он против игры на повышение, он за золотую середину, за чувство меры. Разбирая «Антония и Клеопатру» он противопоставляет возвышенность Шекспира ироничности Шоу, но и здесь причины трагедии Антония в претензии на сверх-человеческое – быть и воином и любовником (что то одно!).

Вариант «Гамлет-художник» очень красив и интересен. Хотя по большому счету он противоречит тексту пьесы. Ведь даже театр, собственная постановка интересует Гамлета не сама-по-себе а для чего-то другого, более важного, он использует спектакль в утилитарных политических целях, как орудие, аркан (чтоб «заарканить совесть короля»).
«Аркан для совести» - примечательный образ, Гамлет занимается не тем театром, что на сцене, а тем что в жизни. Он ставит спектакль на сцене Эльсинора. Здесь Лунич делает замечательное открытие. Смотрите – Гамлет наносит скрытый удар по совести короля, в следующей сцене он наносит удар, уже открытый, по совести королевы. И этого достаточно, Гамлет запускает совесть, как механизм наказания, закладывает мину в души короля и королевы, и теперь может удалиться, хоть в Англию («где все такие же сумасшедшие, как и он»). А дальше «эльсинорские актеры» сами доиграют спектакль и сами себя накажут. Несколько идеалистическое, но, безусловно, красивое предположение. И кстати тем самым перебрасывается эффектная ссылка от Клавдия на пушкинского Бориса Годунова.

А если даже не настаивать на притяжении именно к творчеству, все равно остается отталкивание от Эльсинора, желание убежать, уклониться от борьбы. Почему-то в монологе «быть или не быть» Гамлет не рассматривает такой альтернативы («быть, но не здесь»), а скажем пьеса Шекспира «Как вам это понравится» вся построена на этом мотиве.

Такой взгляд на Гамлета я бы назвал просветлённым, да и сам Гамлет в такой трактовке идет по пути просветления, он если и не Будда, то Бодхисатва.


Принц Бодхисатва
(«Бодхисатва», санскрит - стремящийся к просветлению).

Легенда о начале жизненного пути Будды накладывается на историю Гамлета очень близко.

Сиддхартха Гамлет родился в Капилавасту Эльсиноре, в южной северной части Непала Дании. Его отец Шуддходхана Гамлет - глава знатного клана Шакьев датский король.
Отец, твердо решивший, что сын должен быть его наследником, принял все меры к тому, чтобы сын не видел ни знамений, ни страданий мира. В результате Сиддхартха Гамлет провел юные годы в роскоши, как и подобало богатому молодому человеку.
Будучи человеком, склонным к размышлениям, он вскоре устал от праздной жизни и обратился к религии учению в Виттенбергском университете.
В возрасте 29 лет, он все же увидел четыре знамения, которым предстояло определить его судьбу. Впервые в жизни он увидел:
1) старость (дряхлого старика), 2) болезнь (человека, изнуренного болезнью), 3) смерть (мертвое тело)
Первые три знамения у Гамлета другие:
1) смерть отца, 2) измену матери, 3) злодейство дяди, раскрытое Призраком
Пожалуй мертвое тело можно заменить черепом Йорика.
А четвертое знамение очень похоже:

4) истинную безмятежность (бродячего нищенствующего монаха странствующих актеров).

Сиддхартха Гамлет был поначалу весьма опечален, но вскоре понял, что три первые знамения указывают на постоянное присутствие страдания в мире.
В четвертом знамении, в безмятежной внутренней радости нищенствующего монаха актеров, Сиддхартха Гамлет прозрел свою будущую судьбу истинный путь.

Но принц не смог следовать по этому пути.

«Чашу эту мимо пронеси … , но неотвратим порядок действий»

Осия Сорока прав, Гамлету мешает вовлеченность, высокоцарственность, высокое предназначение, призвание вправить сустав, соединить связь времен, хотя для него это бремя в тягость. Оно выше возможностей человека.
Здесь корень – если бы было не в тягость, каждый бы согласился :)
соединить приятное с полезным и самому удовольствие получить и людЯм помочь, сустав вправить :)

Но и сбросить бремя он не властен.
У Гамлета другой путь и он проходит его до конца (понимает наверное, что месть Клавдию мир не изменит).

Гамлет хотел быть странствующим актером, писать пьесы, ставить спектакли, но умер как принц и как воин.
Актера в последний путь проводили бы аплодисментами, но в реальности вышло не так (не совсем так).

Фортинбрас
Пусть Гамлета поднимут на помост,
Как воина, четыре капитана;
Будь призван он, пример бы он явил
Высокоцарственный; и в час отхода
Пусть музыка и бранные обряды
Гремят о нем. -
Войскам открыть пальбу.

Похоронный марш. Все уходят, унося тела, после чего раздается пушечный залп.

И только после этого – аплодисменты зрителей.
Там за гробом мечта Гамлета все же осуществляется, он не уклонился, не сбежал от трагедии, прошел путь до конца и его провожают аплодисментами не один раз, как умершего актера, а тысячи раз и не одну сотню лет, после каждого спектакля.

=======

Впрочем, на роль четвертого знамения Будды в Гамлете есть и другой претендент, не актеры, а Горацио.
Про него сюда уже не влезет, пойдет в следующий пост, тем более что меня угостили (спасибо, _klio_sw) еще одним альтернативным прочтением пьесы и оно начинается как раз с загадки Горацио.
Tags: Гамлет, литература, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments