Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

В Датском государстве

*
Много прочитал о «Гамлете», потом самого «Гамлета» и всё же обнаружил в пьесе малоосвоенные пятачки, куда можно поместить свои пару грошей.
Вечные вопросы, внутренний мир и взаимоотношения героев – вытоптаны и застроены изрядно.
А если обратить внимание на фон, говоря современным языком, на внутриполитическую и внешнеполитическую обстановку.

Между всеобщим («прервалась связь времен») и частным («быть или не быть?») или семейным («мама вышла замуж»), есть уровень промежуточный - «датский». С одной стороны кризис времени, с другой кризис человека, а между ними кризис государства.
Что происходит в стране?   Шекспир этому промежуточному уровню уделяет постоянное внимание - от самой первой до самой последней сцены. Голоса с улицы время от времени проникают в замок. Герои пьесы постоянно слышат «шум за сценой» и вынуждены постоянно учитывать его в своих расчетах, опасениях и действиях.

Первая сцена. Появление Призрака вызывает такие комментарии:

Горацио
я в этом вижу знак каких-то странных смут для государства.

Марцелл
И пусть, кто знает, скажет,
К чему вот эти строгие дозоры всеночно трудят подданных страны?
К чему литье всех этих медных пушек
И эта скупка боевых припасов,
Кто объяснит мне?

Горацио
Я;
по крайней мере есть слух такой.
Покойный наш король, чей образ нам сейчас являлся,
был норвежским Фортинбрасом на поле вызван;
и наш храбрый Гамлет убил его;
а тот по договору лишался вместе с жизнью всех земель,
Ему подвластных, в пользу короля;
И вот, незрелой
Кипя отвагой, младший Фортинбрас
Набрал себе с норвежских побережий
Ватагу беззаконных удальцов
За корм и харч для некоего дела,
Как отобрать с оружием в руках,
Путем насилья сказанные земли,
Отцом его утраченные; вот
Чем вызваны приготовленья наши
И эта наша стража, вот причина
И торопи и шума в государстве.

Бернардо
Вот почему и этот вещий призрак
В доспехах бродит, схожий с королем,
Который подал повод к этим войнам.


Внешнеполитическая обстановка обрисована (соседи хотят реванша).
И про внутриполитическую слово брошено - «смута». В следующей сцене и Марцелл присоединяется к опасениям Горацио - «подгнило что-то в Датском государстве».

Последняя сцена (здесь тоже про смуту)

Горацио
И я скажу незнающему свету,
Как все произошло; то будет повесть
Бесчеловечных и кровавых дел…
Все это
Я изложу вам.

Фортинбрас
Поспешим услышать
И созовем знатнейших на собранье.

Горацио
Но поспешим, пока толпа дика,
Чтоб не было ошибок, смут и бедствий.


Шум за сценой. Марш за сценой.

Действие трагедии происходит словно на вулкане, герои интригуют, сражаются, убивают друг друга, а у них под ногами, под тонкой коркой кипит лава (толпа/народ/чернь), готовая выйти на поверхность, когда кто-то проткнет корку (а двери замка непрочны):

молодой Лаэрт с толпой мятежной
Сметает стражу. Чернь идет за ним;
Они кричат: "Лаэрт король! Он избран!"
Взлетают шапки, руки, языки:
"Лаэрт, будь королем, Лаэрт король!"

Королева
Визжат и рады, сбившись со следа!
Назад, дрянные датские собаки!.

Шум за сценой.

Король
Взломали дверь.

Входит Лаэрт, вооруженный; за ним - датчане.

Королю требуются большие усилия, чтобы «заговорить», законопатить дыру.

А вокруг Датского государства рыщут соседи, готовые вцепиться в любой клочок земли, что плохо лежит.
По Дании ходит туда-сюда отряд Фортинбраса, казалось бы «транзитом», но в результате, когда нужно, он мгновенно оказывается во дворце (еще трупы не успели остыть).
По дороге в Англию на королевский корабль нападают странные пираты (мне очень нравится версия Баркова, что пиратствовал норвежский корабль, именно Фортинбрас приказал отбить Гамлета и доставить его обратно в Данию).

Стражники, пираты, оружие, выстрелы, марши. Смута, мятеж, революция. Хорошо бы увидеть «Гамлета» не под пение херувимов, а под барабанный бой, в революционно-милитаристском стиле, в камуфляже и сапогах (то, что сделал в «Трех сестрах» Белякович).

Горацио
Почил высокий дух. - Спи, милый принц.
Спи, убаюкан пеньем херувимов! -
Зачем все ближе барабанный бой?

Марш за сценой.

======= 

И еще один забавный штришок к портрету датчан, нарисованному Гамлетом («тупой разгул на запад и восток позорит нас среди других народов; нас называют пьяницами, клички дают нам свинские да ведь и вправду - он наши высочайшие дела лишает самой сердцевины славы»). 
Казалось бы мелочь, самый проходной необязательный фрагмент пьесы, вставленный уж совсем на злобу дня (17-го века) - наезд актеров-профессионалов на актеров-мальчиков («там имеется выводок детей, маленьких соколят, которые кричат громче, чем требуется, за что им и хлопают; сейчас они в моде»). 
И этот текст оказывается очень в тему, точно характеризует вкусы жителей подгнившего государства, сразу вспоминается появление «Ласковых маёв», «Нанайцев» и «Иванушек интернешнл».
=======
продолжение - здесь.
Tags: Гамлет, литература, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments