Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«Гамлет» глазами читателей (продолжение N3)

*
Любовь зла, полюбишь и … дядю.

Работа Воронцовой vorontsova_nvu (ознакомиться можно здесь - http://zhurnal.lib.ru/w/woroncowajurxewa_n/gamlet.shtml или в ее ЖЖ) читается много легче, она в отличие от Баркова и Фролова не использует дополнительные исторические изыскания (которые читателю не специалисту всё равно приходится принимать на веру). Она использует только русский перевод пьесы и собственный житейский опыт.
Но апелляция к житейскому опыту тоже палка о двух концах. Вот, например, она комментирует известную фразу Гертруды о Гамлете "он тучен и одышлив" - «Подобная характеристика вряд ли подходит 20-летнему человеку». А я видел не только 20-летних, но 10-летних тучных людей :) Версия, построенная на подобных умозаключениях, совсем не убеждает.

Кстати, с проблемой «тучности» связан один замечательный перл, который необходимо помнить тем, кто собирается обвинить авторов альтернативных прочтений в дилетантизме. В том же восьмитомнике Шекспира, автор примечаний к тексту А. Смирнов (явно не дилетант, кто бы допустил туда дилетанта) пишет:
Слово fat ("тучный") в этом месте вызвало много споров и сомнений. Некоторые предлагали читать здесь: hot - "горячий", "пылкий". Но рукописи не дают для этого основания, и приходится допустить, что в представлении Шекспира Гамлет был тучен».
Пусть ученые не могут разобраться с телосложением Гамлета, но с рукописями они могли бы разобраться! Ведь даже дилетантам известно, что от Шекспира не осталось никаких рукописей.
"И эти люди запрещают нам ковыряться в носу" :)

Самое сильная часть работы Воронцовой – начало, разбор и критика идей предшественников. Это не только у неё так, похоже что все шекспирологи наиболее убедительны, когда критикуют друг друга.
Воронцова очень едко описывает открытия Баркова (это НАДО прочитать, когда она дошла до "Рабыни Изауры" я заржал на весь общественный транспорт), однако ее собственное «открытие», хоть и не так запутано, но не менее скандально.
По ее версии основной мотив поведения Гамлета, а значит и мотор интриги, его любовь … к Клавдию. Несчастный принц разрывается между этим любовным влечением, ревностью и чувствами сына и наследника. Ядреный коктейль – отсюда и противоречия в его поведении.

Можно конечно покрутить пальцем у виска или подивиться полету фантазии аффтара, но опять таки, если не принимать подобные открытия буквально, из них можно извлечь нечто полезное – например, пересмотреть отношения в паре Клавдий-Гамлет. И театр уже шел в этом направлении – видел в них ровесников-приятелей (постановки Панфилова и Бутусова), или участников фарсовой игры (постановка Стуруа).
Tags: Гамлет, литература, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments