Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«Гамлет» глазами читателей (продолжение N2)

*
«Гамлет» глазами читателя - математика.

В версии Фролова ( racoshy, текст здесь - http://artofwar.ru/f/frolow_i_a/text_0100.shtml ), как и в версии Ашера обнаруживается связь пьесы с самыми важными событиями истории шекспировских времен.
Только с небес мы опускаемся на грязную землю, в область политических интриг. А здесь без вариантов, самым значительным событием потрясшим Англию непосредственно перед сочинением пьесы был мятеж Эссекса (бывшего фаворита королевы Елизаветы). Это политическое происшествие прошло бороздой по судьбам многих людей шекспировского круга, все они оказались в числе пострадавших, причем во всех смыслах, так как оказались по разные стороны баррикад. Кто-то был осужден, кому-то пришлось судить своих друзей.

Автор математик и он реализует свой «сильный принцип» (в пьесе ничто не случайно, каждая буква имеет смысл) математически, решает уравнение. На одной стороне подробный анализ текста, на другой - анализ обстоятельств времени и места (правление Елизаветы - важнейший период английской и мировой истории, узел, точка взрыва, превратившего Англию из рядовой европейской страны в сверхдержаву, и то что Шекспир появился в эту эпоху символично, он часть этого взрыва).

Фролов не столь радикален, как Барков, зато результат выходит более стройным и красивым. А главное, Фролов самоироничен, он играет с текстом, и приглашает читателей к игре, а Барков предельно серьезен и явно одержим манией величия.

Фролов и к гипотезе Баркова подходит очень разумно - не выплескивает ребенка вместе с водой, а использует (например, разделение «Гамлета» на прозаического и поэтического и принцип мениппеи), а далее строит своё собственное уравнение.

Первая часть уравнения - анализ текста, читается с огромным интересом, некоторые текстологические расследования проведены блестяще – образцовый пример «работы с лупой». Из проходного диалога с Полонием на тему «что читает Гамлет», Фролов вызывает, словно по гиперссылке, сатиры Ювенала и находит какую именно из сатир читал принц. Впечатляет и разбор вставной пьесы про Гекубу.
Один недостаток - Фролов разбирает в основном прозаическую часть «Гамлета» (которую он считает правдивой), а главное в пьесе изложено как раз стихами. Прозаические вставки для обычного читателя (и зрителя тем более) малосодержательны.

Вторая часть читается труднее. На каждой странице на голову читателя выбрасывается десятки имен исторических персонажей. Собственных знаний о них у большинства читателей нет (исключения - Елизавета, Мария Стюарт и Фрэнсис Бэкон), сведения о них отрывочны, а обращение с этими сведениями автора чрезвычайно смелое если не сказать произвольное. Чуть ли не все персонажи оказывается внебрачными детьми королевы-девственницы :) Тут же утверждается, что подобные факты тщательно скрывались, но как можно в таком случае с уверенностью оперировать источниками. Как можно раскрыть следы, заметенные 400 лет назад, что мы можем знать о событиях тех лет, когда мы о закулисных событиях современной политической истории мало что знаем.

Таким образом, вторая часть уравнения оказывается мнимой из-за проблемы корректной интерпретации исторических источников (подчищенных документов и воспоминаний очевидцев, обеляющих себя и чернящих своих противников).
В результате расследования перед зрителями проходит парад пар, справа - действительные части, хорошо известные нам персонажи пьесы (герои и злодеи), а слева – мнимые величины, герои давно неактуальной политической истории.

Горацио - Фортинбрасу.

Принимая во внимание, что пьесы все-же не для чтения пишут, а для постановки на сцене, можно сказать, что исследователи пользуются драматическим текстом не по назначению, занимаются второстепенным (с точки зрения театра) делом. Однако второстепенным не значит бесполезным. Напротив такие подробные разборы оказываются очень полезны, если не пытаться воспроизводить их буквально, а использовать в качество толчка для режиссерской и зрительской фантазии.

Барков и Фролов привлекают наше внимание к двум персонажам - Горацио и Фортинбрасу, которые почему-то очень редко появляются на театральной сцене.
Например, в «Гамлете» Бутусова их не было, а в остальных постановках последних лет они, если и присутствовали на сцене, то ничем не запомнились. Самой яркой была сцена с участием обоих героев в спектакле Бергмана, поставленная поперек текста (появляется Фортинбрас, Горацио идет к нему чтобы выполнить последнюю волю принца и рассказать, о произошедшей трагедии, но Фортинбраса это нисколько не интересует, Горацио ставят к стенке и расстреливают).

Горацио – один из важных действующих лиц представляет собой загадку для актеров и режиссеров. Текста много, а играть нечего. Горацио – персонаж служебный, он сообщает много информации, вводит остальных персонажей (а заодно и зрителей) в курс дела, он также служит стенкой для Гамлета. Версия Фролова дает возможность представить Горацио в качестве рассказчика – а здесь уже есть что играть.

Пьеса закольцована. Финал представляет собой пролог, если последнюю сцену - появление Фортибраса перенести в начало, то выходит, что Горацио (единственный свидетель) рассказывает/представляет Фортинбрасу, что случилось (таково пожелание Фортинбраса и такова же была последняя воля самого Гамлета). Итак, пьеса оказывается матрешкой, в пьесу о Гамлете, разыгранную Горацио для Фортинбраса, вставлена другая пьеса – «мышеловка», которую Гамлет с актерами разыгрывает для короля Клавдия. Урок королям.

Фортинбрас – появляется на сцене только в двух коротких эпизодах, но в содержательном плане это очень важная фигура, он с первых страниц пьесы постоянно находится где-то рядом.
Связь Гамлета и Фортинбраса очень важна, но она почти никогда не используется при постановках,
Вовсе не обязательно делать Фортинбраса братом Гамлета по крови, как это делают Барков и Фролов, достаточно того, что они отражены друг в друге на содержательном плане трагедии мести. Гамлет смотрит на Фортинбраса, как на своего двойника (первое, что мы узнаем о младшем Фортинбрасе – он собирает войско, чтобы отомстить за убийство своего отца, потом он тренируется на поляках и наконец получает датскую корону).

«Кольцо рассказчика» (пролог в финале) можно назвать малым, большое драматургическое кольцо обнаруживается, когда выстроишь все события пьесы (не только настоящее, но и прошлое) в хронологическом порядке. Первое по хронологии событие, которое упоминается в тексте – рождение Гамлета (и сопутствующая ему схватка Гамлета-старшего с Фортинбрасом-старшим), последнее событие – смерть Гамлета (и переход власти к наследнику Фортинбраса). С точки зрения личности пьеса охватывает «жизнь человека» - от рождения до смерти, с точки зрения государства – колебание исторического маятника. Качнувшись вправо (максимальное возвышение Дании и падение Норвегии при короле Гамлете), маятник в финале качнулся влево до максимума, падение Дании и возвышение Норвегии. Еще один урок королям.
Tags: Гамлет, литература, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments