Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

В главной роли - МХАТ.

.
"ВИШНЕВЫЙ САД", А.Шапиро, МХАТ им.ЧЕХОВА, Москва, 2004г. (10)

У меня стойкое ощущение, что актерский состав в этом спектакле не главное, он может быть любой. Играет здание (стены, сцена и главное - ЗАНАВЕС) и чеховский текст, а поэтому от актеров требуется немного - адекватно текст произнести и не мешать работе занавеса.
Все главные монологи (к дому, к шкафу, к саду) актеры обращают к стенам, к сцене, к занавесу (к тем самым легендарным МХАТовским стенам, сцене и зеленому занавесу с чайкой). Например, в финале первой части пустое пространство играет много сильнее, чем Е.Соломатина в роли Вари, она тревожно кричит "Аня! Аня!" - сцена отвечает мощным резонансом . Центральное место в монологе Лопахина, вернувшегося с торгов - " Всё могу купить!" - производит такое сильное впечатление, потому что Смоляков произносит эти слова в ЭТИХ стенах. Он повторяет эту фразу все громче, а звучит она все более бессмысленно и обреченно ("все могу купить, а зачем; все могу купить, а радости нет").

Про каждого из актеров можно написать подробно (лучшим был А.Смоляков, худшей Е.Германова, ИМХО), но важнее коллективный образ - маленьких случайных гостей на огромной пыльной запущенной сцене. Занавес их рождает (буквально - спектакль начинается с появления Лопахина из закрытого занавеса, болтливый Епиходов возникает соответственно из суфлерской будки :-), занавес поглощает в финале (буквально - центральная секция занавеса - та, что с "чайкой" - закрывает Фирса).
Приглашение Ренаты Литвиновой на роль Раневской - это PR-ход, принципиального художественного значения не имеющий. На мой взгляд она выиграла соревнование у другой дебютантки - Юлии Высоцкой в "Чайке" Кончаловского - хотя бы потому что смогла продержать супер-паузу в первом действии (посередине фразы о смерти сына), к тому же фактура Литвиновой прекрасно взаимодействовала с белыми занавесками в правой части сцены.

Вишневые сады.

В спектаклях Некрошюса, Бородина и Шапиро, вышедших в течение одного года есть множество интересных перекличек. Только два маленьких примера:

1) Во втором действии пьесы подряд идут три пафосных монолога сначала Пети, потом Лопахина и потом Гаева. В "Вишневом саде" Некрошюса был сделан акцент на словах Гаева ("О природа дивная…"), а во МХАТе явно выделен монолог Лопахина, сделано это так - слова Пети и Гаева специально произнесены снижено, выглядят нелепо, Смоляков же играет свой монолог совершенно по-другому, нутром, что называется от себя. Возникает сильный контраст и это работает на образ Лопахина, выделяет этот персонаж из всех других.

2) Переход от 3-го к 4-му действию. В "Вишневом саде" Бородина он был сделан очень интересно - перемена обстановки преднамеренно затянута, чтобы подчеркнуть, что прошло время. Во МХАТе всё наоборот - никакой паузы нет - приехал новый хозяин с торгов и тут же прежние хозяева собираются уезжать. Неожиданное ускорение, уплотнение сценического времени производит сильный смысловой эффект.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment