Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«Гамлет» глазами читателей

*
«ГАМЛЕТ»: ТРАГЕДИЯ ОШИБОК или ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА АВТОРА?», А. Барков, 2000г. (4)

«УРАВНЕНИЕ ШЕКСПИРА», И.Фролов, 2004г. (6)

«ГАМЛЕТ». ШУТКА ШЕКСПИРА. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ», Н.Воронцова-Юрьева, 2004г. (3)


Три последовательно появившиеся (каждый следующий ссылается на предыдущего) авторские версии «Гамлета».
Все трое авторов осуществляют очень подробное чтение, разбор и перестройку текста пьесы.
В результате пьеса меняется до неузнаваемости.

В работе Фролова разбирается также и еще одна очень интересная, но не столь радикальная, версия американца П.Ашера (русского перевода не нашел, поэтому сужу по краткому изложению).

"Doubt that the Sunne doth moue (Не верь, что Солнце движется)"

Питер Ашер увидел в Гамлете отражение очень важной для европейцев второй половины 16-го века темы. Ни много ни мало, спора между геоцентрической (Клавдия Птолемея) и гелиоцентрической (Николая Коперника) моделями мира.

В пьесе за неправильную модель отвечает, естественно, Клавдий.
А Гамлет, убивший Клавдия, это Томас Диггес, главный английский «гелиоцентрист».

Кроме того, в пьесе упоминается Виттенбергский университет, центр пропаганды идей Коперника.
А самое остроумное у Ашера это связь «двурушников» Розенкранца и Гильденстерна с датским астрономом Тихо Браге, который в космогоническом споре служил «и нашим и вашим» - пытался придумать компромиссную модель мироздания. Дело в том, что Розенкранц и Гильденстерн – имена предков Браге, они были написаны на его портрете, посланном в Англию в конце 16-го века. Это общеизвестный факт, он был приведен в примечаниях к пьесе в старом советском восьмитомнике.

Человеку 21-го века космогонический вопрос кажется отвлеченным, но по тем временам это был самый горячий вопрос (в буквальном смысле, за год до написания «Гамлета» был сожжен на костре Джордано Бруно), вопрос этот был не столько научным, сколько мировоззренческим, религиозным и сильно политизированным. Конечно, в протестантской Англии нравы были мягче, но мысль о вращении Земли вокруг Солнца (вопреки очевидному - тому, что человек каждый день видит своими глазами) далеко не сразу была признана, если даже самый выдающийся ум той эпохи, основоположник научного мировоззрения философ, государственный деятель (и один из кандидатов в Шекспиры у анти-стратфордианцев) Фрэнсис Бэкон был сторонником геоцентризма.

Важно заметить, что и для содержания пьесы и для образа главного героя космогоническая аллегория вовсе не является надуманной, притянутой за уши извне. Гамлет - человек нового времени, освобождающегося от средневековых догм, он не верит тому, что очевидно, он испытывает жизнь, он ставит эксперименты. Гамлет исследует действительность не столько научным методом, сколько художественным, его эксперимент – театральный спектакль «Мышеловка», где Гамлет выступает в качестве режиссера-постановщика, а цель спектакля – постижение истины.

Версия Ашера очень эффектно звучит и хороша тем, что ничего не опровергает, не переворачивает устоявшийся взгляд на пьесу, а открывает в ней дополнительный смысл, добавляет аллегорию к основному сюжету. Закладывалась она автором или нет, не так уж важно, аллегория красива и следовательно самодостаточна.

Кстати, в любовной записке Гамлета Офелии дословно сказано «не верь, что Солнце движется, но верь любви моей».

Продолжение N 1 (Барков)

Продолжение N 2 (Фролов)

Продолжение N 3 (Воронцова)
Tags: Гамлет, литература, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…