Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Чеховский мост N 2.

.
«ИВАНОВ», О.Ефремов, МХАТ им.ГОРЬКОГО, 1976г. (10)

«ЧАЙКА», О.Ефремов, МХАТ им.ГОРЬКОГО, 1980г. (9)

«ДЯДЯ ВАНЯ», О.Ефремов, МХАТ им.ГОРЬКОГО, 1985г. (8)

«ВИШНЕВЫЙ САД», О.Ефремов, МХАТ им.ЧЕХОВА, 1989г. (6)

«ТРИ СЕСТРЫ», О.Ефремов, МХАТ им.ЧЕХОВА, 1997г. (7)


Чеховский цикл Ефремова во МХАТе, пожалуй, самое значительное явление русского театра конца XX века.
Перечисленные выше пять спектаклей надо рассматривать как единый цикл, как «пятерку» (можно было сказать пенталогию, но это слово мне что-то не нравится, напоминает пентаграмму :), как «чеховское кольцо». Проект уникальный по масштабу, растянувшийся на 20 лет и две страны.

Это был мост, перекинутый из советского театра в постсоветский российский театр. Пять постановок – пять опор.

Это можно рассматривать также и как ответ Ефремова на первый чеховский мост художественного театра (от «Чайки» 1898 года до «Трех сестер» 1940) , перекинутый Станиславским и Немировичем из российского театра в советский.

Важно отметить, что и сами большие пьесы Чехова представляют собой в каком-то смысле единое целое, мета-пьесу. Что и является основанием для постановки всего цикла как единого мета-спектакля в пяти частях.

В качестве аналогии можно привести мета-роман Бальзака «Человеческая комедия», правда там связь между частями более явная и прямая, персонажи переходят из романа в роман. В пьесах Чехова связи опосредованные, небуквальные, смысловые. Из пьесы в пьесу переходят на персонажи, а идеи.
=======
В круглых скобках после года выпуска спектакля, как обычно, привел оценку своему впечатлению от спектакля по десятибалльной шкале. Впечатления получал и оценивал по отдельности, ко всему циклу в целом они не относятся. Оценивать весь цикл по той же шкале было бы неправильно.
=======
Надо бы собраться с мыслями и откликнуться на чеховское кольцо, как единое произведение, проследить внутренние связи и рифмы, отражения персонажей друг в друге, развитие сквозных тем.
Вот кстати, замечательную идею Калягина и Вертинской, реализованную в начале 90-х годов во Франции, - спектакль по третьим актам чеховских пьес, можно рассматривать как побочную ветку замысла Ефремова.
И ещё одно "кстати", совсем дальняя ветка, уже не от Ефремова, а от Чехова и Немировича - "чеховское кольцо" Погребничко.

А пока, для затравки, только один аспект ефремовской "пятёрки", не самый содержательный, но очень заметный и символический. Он касается актерского состава, кастинг имеет важные особенности, которые подчеркивают циклический характер постановок, связывают спектакли между собой и вписывают в общемхатовский и общетеатральный контекст.

1. Презентации.

В каждом из пяти спектаклей Ефремов представлял «городу и миру» (то есть МХАТу и театральной общественности) нового актера/актрису. Премьере предшествовал громкий переход в труппу МХАТ очередной театральной звезды первой величины, которая в последующие годы должна была занять лидирующие позиции в труппе. Тем самым подчеркивалось центральное положение МХАТ в русском театре и поднималось значение чеховских премьер Ефремова.

Смоктуновский (Иванов, «Иванов»)
Вертинская (Заречная, «Чайка»)
Борисов (Астров, «Дядя Ваня»)
Тенякова (Раневская, «Вишневый сад»)
Гвоздицкий (Тузенбах, «Три сестры»)

2. Талисман.

Единственный актер, который принял участие во всех пяти премьерах, своеобразный «талисман» ефремовского кольца – Вячеслав Невинный (Боркин, Шамраев, Вафля, Епиходов, Чебутыкин). Показательно, что за преемственность внутри цикла «отвечал» коренной МХАТовец. Невинный служил в театре до Ефремова (поступил в труппу в 1959 году по окончанию Школы-Студии) .
А во всех пяти пьесах первого чеховского кольца МХТ играли Станиславский (Тригорин, Вершинин, Астров, Гаев, Шабельский) и Книппер (Аркадина, Маша Прозорова, Елена Андреевна, Раневская, Сарра). Наверняка и еще кто-то из актеров успел во всех постановках поучаствовать, между премьерами первого поколения проходило не так много времени, как между премьерами Ефремова.

3. Перекрестные ссылки.

В первой из чеховских постановок Ефремова участвовали двое знаменитых актеров второго поколения МХАТ Марк Прудкин (Шабельский) и Ангелина Степанова (Авдотья Назаровна). У Ефремова был замысел продолжить ниточку дальше, он хотел чтобы Прудкин сыграл и Фирса в «Вишневом саде». Фамилия Прудкина даже значилась в программке, но на сцену в этой роли он уже не вышел. Премьера «Вишневого сада» слишком задержалась. По-моему, логично было бы открыть «Вишневым садом» реконструированную историческую сцену МХАТ в Камергерском в 1987 году. Ведь последним спектаклем, который сыграли на историчексой старой сцене перед реконструкцией был "Иванов"
Также надо отметить, что Ангелина Степанова играла заметные роли в спектаклях первого чеховского цикла МХАТ (Аню в «Вишневом саде» с Книппер и Ирину в премьере «Трех сестер» 1940 года).

В актерском составе ефремовского цикла были и другие (обратные) примеры преемственности по отношению к старому МХАТу.
Последний спектакль «чеховского кольца» отцов-основателей МХАТ – «Три сестры» еще сохранялся в репертуаре, когда выходили премьеры первых частей ефремовского цикла и многие актеры Ефремова играли в той постановке (в телеверсии начала 80-х были заняты Мирошниченко – Маша, Кондратова – Ирина, Невинный – Прозоров, Евстигнеев – Чебутыкин, Десницкий – Тузенбах, Киндинов – Соленый). Пусть это были вводы, сделаные спустя много десятилетий после премьеры, но хоть какая-то ниточка была проведена.

Таким образом участие «стариков» в чеховских спектаклях Ефремова и участие молодых в постановке Немировича перекинуло несколько тоненьких, но очень символических ссылок, которые связали два чеховских моста.
А это позволяет представить сто лет чеховских постановок МХАТ (от «Чайки» 1898 года до «Трех сестер» 1997 года) в качестве единого сюжета.
Tags: театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments