Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Полный курс истории СССР.

*
Собрался составить десятку лучших пост-советских спектаклей «из советской жизни». Задача оказалась не из легких. Очень много спектаклей было поставлено, и среди них очень много удачных. Пост-советский театр освоил советское «время и место» с впечатляющей полнотой - и географической, и хронологической, и идейной, представив самые разные взгляды от советских до анти-советских («анти-советское» вполне можно рассматривать, как часть «советского»).

Чтобы сократить список претендентов, к формальным хронологическим рамкам (спектакли о жизни нашей страны в 1917-1991 годах, поставленные в 1992-2008) добавил содержательное условие. Это должны быть не просто «старые песни», а «старые песни о главном». «Главное» - то силовое, смысловое поле, что удерживает государство от хаоса, от нарастания энтропии, что удерживает людей вместе, что обеспечивает воспроизводство.

В десятку не уложился, зато появилась возможность выстроить спектакли в хронологическом порядке, разбить по главам. Всего получилось пять глав, тридцать спектаклей. Главы помечены фамилией «вождя».

Глава 1. Гражданская война («Ленин»).

"БЕЛАЯ ГВАРДИЯ", С.Женовач, 2004г.
"ДО СВИДАНИЯ, МЕРВЕЦЫ", М.Левитин, 1995г.
"КЛOП", Ю.Бутусов, 2000г.
"СОРОК ПЕРВЫЙ. OPUS POSTH", В.Рыжаков, 2008г.
"ЧЕВЕНГУР", Л.Додин, 1999г.

Глава 2. 30-е годы. («Сталин-1»).

"БЕЛАЯ ОВЦА ", М.Левитин, 2000г.
"ДЖАН", Р.Козак, 2005 г.
"ДОНКИЙ ХОТ", "ДЕМОН. ВИД СВЕРХУ", "КОРОВА", Д.Крымов, 2005/2006/2007г.
"ФРО", В.Сенин, 2001 г.
"ТАНЯ" , А. Пономарев, 2003г.

Глава 3. Великая Отечественная война («Сталин-2»).

"А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ" , А. Устюгов, 2005г.
"ГОЛАЯ ПИОНЕРКА", К Серебренников, 2005г.
«ОДНА АБСОЛЮТНО СЧАСТЛИВАЯ ДЕРЕВНЯ», П.Фоменко, 2000г.
«СЕМЬЯ ИВАНОВА», Ю.Еремин, 1995г.
«СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА», Р.Габриадзе, 1998г.

Глава 4. 50-е годы. («Хрущев»).

"БУДЬ ЗДОРОВ, ГЕНА!" , Д.Брусникин, 2002г.
"МОЙ БЕДНЫЙ МАРАТ" , С.Арцибашев, 2000 г.
"ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ", С.Арцибашев, 2001г.
«РУССКАЯ ТОСКА», "ПЕРЕД КИНОСЕАНСОМ", "СТАРЫЙ, ЗАБЫТЫЙ…", Ю.Погребничко, 1995/2002/2006г.
"ЭРМОН И РАМОНА", Р.Габриадзе, 2007г.

Глава 5. 60-е-70-е годы. («Брежнев»).

"ЗВУК ТИШИНЫ" , А.Херманис, 2007г.
"ЛЕС", К.Серебренников, 2004г.
"МЕЖДУ СОБАКОЙ И ВОЛКОМ", А.Могучий, 2005г.
"СОВЕТСКАЯ ПЬЕСА", Ю.Погребничко, 2000г.
"ЧУЛИМСК ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ", Д.Петрунь, 2005г.

Приложение:

"ЩИ", В.Белякович, 1999г.
(спектакль ни в одну из глав не поместился, пойдет в качестве бонуса).

Примечания:

1. Феномен "пост-советского театра о советском" возник не на пустом месте. Он был подготовлен позднесоветскими спектаклями о "советском" (не о советской современности, а о советском прошлом).
Две лучшие постановки появились как раз на закате, в 80-е годы и они исчерпывающим образом «закрыли тему». Символичная советская пара - «городской» и «деревенский», как на скульптуре Мухиной: «Дом на набережной» Любимова (1980 год) и «Братья и сестры» Додина (1985 год).

2. Деление по главам весьма приблизительно. Поток истории не делится на периоды четко. К тому же спектакли могут охватывать несколько периодов («Мой бедный Марат»). Или могут вовсе не иметь строгой привязки ко времени («Между собакой и волком», то же относится и к постановки Крымова и Погребничко, их я обьединил в трилогии).

3. Рядом с названием спектакля приведена фамилия постановщика и год выпуска.

3.1. Постановщика привел для того, чтобы подчеркнуть разнообразие – поколенческое и географическое.
Там есть постановки мэтров режиссуры, проживших в СССР основную часть жизни (Фоменко, Додин). Есть постановки совсем молодых, СССР не заставших (Устюгов, Петрунь).
Большинство постановок московские (Москва, как и положено столице, больше других интересуется «главным» в СССР), но есть и из Петербурга, а также из Риги и Тбилиси.

3.2. Год выпуска привел, чтобы подчеркнуть, что подавляющее большинство постановок приходятся на вторую половину постсоветского периода (2000-2008). В первой половине (1992-1999) театр решал другую задачу, задачу «самоопределения» РФ, образовавшейся после распада СССР. Театр ее решил с помощью классической драматургии, Островского, прежде всего (об этом здесь). Когда была восстановлена преемственность новейшей истории с историей России, пришел черед восстановить преемственность с историей СССР, тогда и обратились к советским пьесам.

4. Большинство постановок сделано по произведениям советской литературы (от Бабеля и Лавренева до Вампилова и Злотникова) или по "воспоминаниям очевидцев". Особняком стоят два спектакля Серебренникова по Островскому и Кононову, в обоих случаях в исходных текстах не было никаких «советских песен о главном», режиссер добавил их от себя.

5. Последняя глава истории СССР «80-е. Горбачев» остается незаполненной. Может время не пришло - дистанция нужна, чтобы театр рассказал о временах "перестройки", а может в то время «главного» уже не было, не о чем рассказывать («главного» не стало, не стало и страны).
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…