Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Мы говорим не штормы, а шторма.

.
«ГРАФ МОНТЕ-КРИСТО», Р. Верней, Франция, 1953г. (4)

Похоже на книгу Дюма, которую читал в детстве. На книгу как обьект, не на содержание (содержание не помню, только общую канву).
Две серии похожи на два толстых тома – солидных, старомодных, тяжеловесных, в темных, твердых обложках с тиснением. С картинками-иллюстрациями. Собственно с такого тома фильм и начинается (первый кадр), потом на титрах листают страницы с картинками, потом картинки оживают.

Никаких своих акцентов в фильме не сделано, он медленно ровным слоем растекается по плоскости романа. Экшена по современным понятиям нет. Особого "кина" тоже нет. Ни китча, ни пародии на китч (а вот во второй серии «Фантомаса», похоже, пародируется как раз маскарад из «Монте-Кристо»).
Никакого второго плана тоже нет, приходится додумывать самому.

Оказывается название «граф Монте-Кристо» не только красиво-иностранно звучит (для русского уха особенно), в нем еще и содержание заложено. Одна половинка – «граф» (титул) противостоит второй половинке – «Монте-Кристо» (маленький островок в Средиземном море). Романтический эффект извлекается из соединения несоединимого, подобно комическому эффекту в названиях оперетт «Принцесса …. цирка» или «Королева … чардаша».

Начало истории Эдмона Дантеса просто-таки иллюстрация на тему «если ты не занимаешься политикой, политика займется тобой». Герой-моряк проплавал все самые великие исторические перемены на своей родине. Пока он боролся с зюйд-вестами и бом-брам-стеньгами, власть на суше меняла направление чуть ли не ежедневно, воспитывая в его сухопутных ровесниках совершенно особые качества – двуличие, изворотливость, цинизм.
Стоило ему спуститься с гор сойти на родной берег (за невестой, а куда денешься, зов плоти), тут же попал в политику, как кур в ощип (как «генерал» Ревунов-Караулов на мещанскую свадьбу) и оказался в тюрьме.
А потом посвятил себя мести, превратился в Монте-Кристо, а значит прощай море Эдмона Дантеса.
Он решил превзойти своих сухопутных обидчиков, переиграть их на их же поле, то есть на суше.
Но не их методами, не искал простых путей (мог бы киллера нанять или анонимку организовать). Нет, Монте-Кристо действует по правилам восточных единоборств – использует в своих целях энергию противника. Он всего только дает проявиться их подлинным душевным качествам. Или находит и проявляет публично «тайные проявления», что уже состоялись и были спрятаны скелетами в шкафу.
Зачем все эти усилия? Прошлого не вернешь, общество не переделаешь.
А вот зачем. В финале сын его невесты (вроде чужой человек) неведомым образом наследует гены Эдмона Дантеса, бросает лживый Париж и уходит в монастырь отправляется в море. Красиво закольцовано.

Всего этого "морского" Жан Маре не сыграл. Он солиден и статичен, он «Монте-Кристо» с самого начала и до самого конца и от макушки до пят. Вот только персонажи фильма его не узнаЮт по возвращении, бывшая невеста и та не сразу узнала. Не узнать Жана Маре ! Не верю!

У других героев и этого нет. Во второй серии особенно заметны сокращения и схематизм в развитии параллельных сюжетных линий. Банально не хватает времени, чтобы развернуть интригу, раскрыть характеры, для повествования в таком размеренном ритме нужны не две серии, а сериал.

Некоторых сюжетов особенно жаль. История «найденыша» (прокурорского сына) – роман в романе. Вот бы отсечь все другие линии и экранизировать только ее. Впрочем, Бальзак еще тогда догадался, что это великолепный сюжет для самостоятельного романа и написал «Блеск и нищету куртизанок» (Вотрен, сбежавший из тюрьмы, подбирает молодого человека Люсьена, везет его с собой в Париж, вводит в высшее общество, быстрый взлет и еще более быстрое падение).
Здесь же сюжет с найденышем (и другой многообещающий сюжет - восточно-колоритный с турецкой принцессой-рабыней) изложен равнодушным пунктиром.
Tags: кино
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…