Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Мудрец при дворе Императора.

"ОСАДА", Е.Гришковец, МХАТ им. ЧЕХОВА, Москва, 2003г. (9)

Философская беседа.
Уже спектакль "ОдноврЕмЕнно" наводил на мысль о философской основе творчества Гришковца. "Осада" позволяет точнее определить жанр. Современное определение философии - наука о наиболее общих законах бытия. У Гришковца нет "науки", и "законов" он не формулирует. Он работает в более древней традиции "философских бесед", какие вели при дворе царей, королей, императоров специально нанятые для этого Мудрецы. Они развлекали сильных мира сего изящной беседой, интересными и поучительными историями из прошлого. Ведь не все Императоры удовлетворяются грубым юмором шутов и танцами наложниц.
В наше время в роли Императора выступает Его Величество Зритель (публика). Чтобы Император не заскучал, беседа проходит в театрализованном виде и сопровождается музыкой и танцами. Музыка конечно живая, за фанеру Император мог и голову отрубить, а применять танцы для оживления действия придумал еще знаменитый придворный Мудрец - Мольер.

Конец истории.
Тема беседы - наиболее общие, воспроизводящиеся из века в век ситуации, отлившиеся в форму мифов (о Геракле, Икаре, Сизифе) или классических стихов ("да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя"). Загадочные мотивы человеческих поступков, бессмысленных или опасных с обыденной точки зрения (войны с многолетними осадами крепостей, попытки вкатить тяжелый камень на гору, и совершать действия несвойственные природе человека - летать по воздуху, как птицы, плавать по морям, как дельфины). Такие действия часто воспринимаются современниками пренебрежительно, а в наше время особенно (обратите внимание - стихотворение Лермонтова начинается с просьбы "скажи-ка, дядя", а молодой пофигист из "Осады" дядю ни о чем не спрашивает, "дядя" сам к нему обращается и "достает" своими историями). Всё это действительно выглядит нелепо, как крылья из бамбуковых палочек (или бесполезно, как дредноуты) но отчего-то повторяется снова и снова, пока не закончится история человечества. Можно и по другому сказать - история человечества заканчивается, так как у Юноши больше нет интереса к рассказам "дяди" Ветерана. А можно и так сказать - история НЕ заканчивается, поскольку у Императора сохраняется интерес к рассказам "дяди Гришковца".

Театральное представление.
В спектакле Гришковца можно увидеть "театральность" в самом чистом, беспримесном, наивном виде. Используются самые простые приемы, как в кукольном театре - море изображено с помощью двух досок с волнообразными зубцами, создающими одновременно и образ опасности (не многим удается не попасть в эти зубцы и вернуться из-за моря с золотым руном).
Но самый простой и самый яркий пример "театральности", вскрывающий истоки театра как ритуала - флаг. Спектакль начинается с подьема флага на флагштоке в центре сцены. Через полтора часа флаг спускают - спектакль заканчивается. Флаг задает не только образ ритуала, но и образ высадившегося на сцене МХАТ взвода под командованием Гришковца (Хаев, Ващилин, Золотовицкий, Трошин, Усов, а также три музыканта, певица и непрофесиональный актер Какосов в бессловесной роли Икара,). На флаге изображено солнце. Когда солнце опускается, над головой остается звездное небо (тряпка с дырками). Для тех кто знает - образ из философии Канта, для тех кто не знает - просто красивый образ. Он сочетается с другим столь же красивым образом - два огня на далекой горе за морем. Давно замечено - живой огонь на сцене действует на зрителя магнетически. "Звездное небо" и "огонь" наглядно показывают зачем Императору театр и зачем Императору философия. Обьяснить это словами сложно, а увидишь - и все ясно.
Императора "Осада" зацепила. Редкий случай - в очереди в гардероб обычная публика (не театралы, не критики) горячо обсуждала спектакль, причем не на уровне "понравилось-не понравилось", а содержательную сторону.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments