Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Художественный общедоступный театр.

*
М.Давыдова написала статью на тему «приличные люди сейчас в театр не ходят». Она опирается на заявление некоего Рубинштейна Льва Семёновича (признаюсь, почти не известного мне и уж точно не авторитета).
А как же театральный бум? Кто же тогда ходит в театр? - спрашивает себя Давыдова и отвечает - в театр ходят телезрители (а всем известно, что «приличные люди» телевизор не смотрят).

С одной стороны она права – в проницательности и интеллектуальной честности ей не откажешь.
Любителей русской Мельпомены, редко встретишь на арт-хаусном показе, на «Арт-Москве»…
Разорву цитату и полностью соглашусь, просто по факту. Я часто бываю в театре и на этом основании безусловно отношу себя к любителям русской Мельпомены, но на арт-хаусном показе во всяких галереях меня действительно не встретишь. И подавляющее большинство моих знакомых театралов там не встретишь.
Но дальше Давыдова пишет:
… или даже просто на концерте в консерватории.
А вот тут врёшь! Тут ее главная ошибка. Она смешивает «свой круг», продвинутых потребителей актуального искусства (да и бывают ли они «просто на концерте в консерватории»?), и намного более широкий круг культурных зрителей.
И телезрителей она валит в одну кучу. Есть телезрители главных каналов (они ходят в театр, но все же их театр – антреприза), а есть телезрители канала Культура (вот они и составляют ядро театральной публики, тех, кто ходит в русский репертуарный театр). У Культуры рейтинги небольшие, но театру достаточно. А вот если бы канал Культура ориентировался на актуальное искусство, рейтинги были бы не просто небольшие, а ничтожные.

В этом канал Культура, как и русский репертуарный театр, следует нашим (советским и русским дореволюционным) традициям художественности-общедоступности.

Давыдова и здесь проницательна, она это хорошо понимает.
Русский обыватель, что и говорить, вообще задает тон жизни отечества.

Всё так, диагноз верен, но меня, в отличии от нее, он не может не радовать, это и называется демократия (подлинная «власть демоса» и в стране и в театре).
А позиция Давыдовой, если называть вещи своими именами, это социальный расизм. Отношение к публике, не входящей в интеллектуально продвинутый «круг приличных людей», как к быдлу ("интеллектуально задвинутым").
Цитата: Сколько раз, сидя в театре на рядовой московской премьере, я с ужасом думала: «Господи, что я делаю тут, среди всех этих социально чуждых мне людей...

Современный русский театр ведет себя как полноправный наследник и советского и русского дореволюционного театра, организационные формы так и остались неперестроенными, традиционными – модель русского репертуарного театра продолжает воспроизводиться, пережив две революции и две империи. Что изменилось – модель стала более гибкой и разнообразной и театров стало больше (в Москве – вдвое, если не втрое по сравнению с советскими временами).
Здоровый консервативный инстинкт позволяет театру оставаться самим собой, не смешиваться ни с антрепризой ни с актуальным искусством, при этом театр осознавая собственные границы, держит их открытыми и справа и слева, он допускает в себя и антрепризное и актуальное. ( Мне очень нравится образ границ, которые надо держать, но держать открытыми.)

Вовсе не хочу утверждать, что в театре все хорошо, все цветет и т.п. Разумеется в театре есть проблемы и тут опять упомяну проницательность Давыдовой – она зрит в корень, корень проблем в отношении театра и публики. Как раз в последние сезоны обозначилась проблема больших сцен, или точнее больших залов, в которых доля телезрителей канала Культура меньше, а доля телезрителей главных каналов больше.
Но то, что тревожит Давыдову (полные залы на неактуальном искусстве), меня обнадеживает. Театры (и театралы) сохраняют независимость от дилеров и кураторов, определяющих, что актуально. Следовательно ключ к решению проблемы (что ставить на большой сцене? чем удивлять?) театр будет искать в зрительном зале, а не в арт-галерее.

Театр обьединяет людей, но за все надо платить, в том числе и за это. За обьединение нынешней публики, тех, кто сегодня заполняет большие залы театров (и, кстати, чеховского фестиваля тоже) театр платит отторжением от «круга продвинутых». Что же, это наименьшая из возможных потерь.

Давыдова заканчивает статью так:
Не ходите в него, Лев Семенович!
Присоединяюсь к призыву (зачем «приличным людям» мучить себя и нас, занимать чужое место в зале, тем более что «приличные люди» как правило не платят за билет, а ходят по приглашениям "нахаляву").
Но вот призывать Давыдову самой последовать ее собственному совету не буду. Я давно являюсь ее поклонником, прилежным читателем. Очень ценю ее не только за проницательность, но и за широту взглядов – она способна увлечься театром и, забыв об актуальных теоретических выкладках, откликнутся на спектакль Малого театра или горячо поддержать старомодную студию Женовача. Дрейф театральной критики в сторону «круга приличных людей» (а по-моему, секты, вооруженной "кодексом актуальности") меня тревожит. Мне близок не оценочный, не прокурорский, а феноменологический подход к делу – публика любит театр? Это удивительно! Это прекрасно! Это так интересно! За что же публика его любит?

Идите в театр, Марина!

=======
продолжение темы - http://lev-semerkin.livejournal.com/264646.html
Tags: closespace, М.Давыдова, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…