Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Что он Манделе? Что ему Мандела?

.
Он – это рок-н-ролл. А Гекуба Мандела – это Нельсон, который из ЮАР.

В Лондоне состоялся концерт рок-знаменитостей в честь 90-летия Манделы и в память концерта 20-летней давности за освобождение Манделы, отмечавшего своё 70-летие в тюрьме.
Рок-музыканты часто проводят подобные мероприятия в поддержку кого-то или против чего-то. Это уже традиция, таковы правила игры. Благотворительность, пиар, политкорректность – мотивы могут быть самые разные, но с Манделой случай особый. По-моему рок-н-ролл просто обязан выступать в защиту Манделы.

На то есть очень прозрачная, символическая, сущностная причина. Она связана с природой рок-н-ролла. С тайной его рождения.

Две культуры сосуществуют рядом – обычное в истории человечества дело, они не смешиваются, или смешиваются в разнообразных сочетаниях, но иногда происходит с ними нечто совершенно особенное. Что-то совпадает во времени и пространстве так, что вместо «простого перемешивания» начинается химическая реакция, сопровождающаяся высвобождением колоссальной энергии, происходит взрыв.
Культура белой расы и культура черной расы много лет сосуществовали рядом, от смешивания возникали интересные плоды – голубая рапсодия, серенада солнечной долины, диксиленд, кубизм. А в 50-е годы прошлого века произошло то самое слияние, химическая реакция, изменившая мир и началась эпоха рок-н-ролла. За короткое время он распространился почти повсеместно, как эпидемия, как пожар (впрочем не стоит преувеличивать, он захватил не бОльшую часть человечества, даже не половину, но весьма значительную, большУю часть). Такое бывало и раньше, так распространяется мода – в 19-м веке вальс, в 20-м танго. Но с рок-н-роллом случилось нечто другое, из зерна выросла целая культура, не только музыкальная, бери шире. И существует она по сей день. Ядерный реактор в зерне продолжает работать, химическая реакция между белым и черным продолжается. Зерно светится, излучает драйв.

Кстати, сходным образом можно обьяснить и взрывной взлет русской культуры 19-го века. Какое-то время западноевропейская культура и русская культура были разделены и почти не смешивались, потом они смешивались внешним образом, но в какой-то момент на нашей культурной территории началась химическая реакция между составляющими и произошел взрыв. Европейские культурные традиции и формы – роман, поэма, симфоническая музыка, театр, балет, опера, живопись соединились с русским духом, были присвоены, национализированы и возникло нечто новое, в несколько десятилетий завоевавшее культурный мир.

Итак, в зерне рок-культуры, в элементарном рок-н-ролле происходит соединение двух культур, музыкальных традиций – белой и черной. Таков источник его энергии.
Но в эпоху рок-н-ролла в мире существовало одно явление полностью противоположное, абсолютный антипод. Это апартеид – теория и практика раздельного развития рас, причем именно тех самых рас – белой и черной.
Дело здесь именно в принципе, ведь никакого практического вреда ЮАРовский апартеид рок-музыке не причинял. Мало ли чего происходит в мире, кругом полно несправедливостей, ЮАР – далекий, медвежий угол планеты и совершенно не мешает белым и черным в Европе и США взаимодействовать и сливаться в культурном экстазе.
Однако на символическом уровне апартеид это вызов самому духу рок-н-ролла, плевок в самую глубину души, в самое сердце ядерного реактора, вырабатывающего рок-драйв. Сама мысль о разделении черного и белого должна вызывать резкий протест у тех, кто питается от энергии слияния.

В данном случае даже не берусь судить, хорош апартеид или плох (а может расам и надо развиваться отдельно ?), но то, что апартеид противоречит самой природе рок-н-ролла – очевидно. Также не берусь судить, насколько хороша была политическая деятельность Манделы, и достоин ли он быть человеком-символом.
Не рок-музыкантам судить, почему борьба с апартеидом персонифицирована именно в Нельсоне Манделе, так уж случилось, но то, что они выступали в его защиту соответствует их глубинной природе. Это все равно что «движение рыб в защиту воды».

К тому же и имя у африканца правильное, английское – Нельсон, что лишний раз подчеркивает интегрирующую роль рок-н-ролла и английского языка – языка рок-н-ролла.
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments