Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

И щуку бросили в реку…

.
«ДРАГОЦЕННЫЙ ПОДАРОК», А.Роу, СССР, 1956г. (2)

Пожалуй, самый беззубый, вегетарианский советский фильм из тех, что доводилось смотреть. Настолько вегетарианский, что даже гигантскую щуку (вокруг которой потихоньку движется сюжет) три раза ловили (сначала в Амуре, а потом дважды в подмосковной реке) и всякий раз выпускали обратно в воду. Впору делать титр, как в Голливуде – «в фильме ни одно животное не пострадало».

Первая причина неудачи в том, что режиссер фильма – знаменитый киносказочник Александр Роу – занялся не своим делом. В сказках он всегда заботился о втором дне, в каких-то фильмах была больше заметна государственная идея, в других – традиционная мораль народных сказок. Здесь он обратился к жанру советской музыкальной лирической кинокомедии. Но она к тому времени совершенно выдохлась, выродилась, потеряла весь напор и кураж.
Замечательные комические артисты советского кино, драматического театра, оперетты и эстрады – Владимир Володин, Мария Миронова, Вера Орлова, Георгий Милляр, Рина Зеленая – играют вполноги. Володин, как и положено в киноперетте, исполняет песни (в сопровождении «хора рыбаков») обращаясь с экрана в зал, но делает совсем без фирменного прищура, без огонька. Это выглядит неорганично. Да и музыка совершенно никакая.

Чтобы развиваться дальше, кинокомедия должна была пройти через смерть/рождение, смену поколений (символично, что кинорежиссер нового поколения Гайдай сделал на ту же рыболовную тему кинокомедию во всех смыслах зубастую и энергичную). А в «Драгоценном подарке» мы как раз видим предсмертное состояние тихого угасания. «Сталинская комедия» доживает свой век на пенсии. И первое, что она утратила – вертикальную ось, большой стиль, кураж, напряженный содержательный пласт.
Можно было ожидать, что отказавшись от помпезности кинокомедия обратится к частной жизни обыкновенных людей, освободившись от пафоса - приобретет искренность и новое дыхание, но и этого не произошло. Частная жизнь с таким теплым, даже тепленьким, юмором показанная в фильме, имеет к реальности еще меньше отношения, чем условная сказка кинооперетт большого стиля Александрова и Пырьева. К тому же, здесь очень заметно, что к пятидесятым годам кинорежиссеры старшего поколения, превратившиеся в киногенералов, потеряли представление о жизни обыкновенных людей. Им было привычно снимать фильмы о своем круге, поэтому их герои так быстро старели и все выше поднимались по социальной лестнице (что было очевидно уже в фильмах 40-х годов «Весна» и “Кубанские казаки”). Вот и здесь нам показывают многокомнатные квартиры с "частной жизнью" академиков, оперных певцов и разного начальства. А также их томящихся от безделья жен и тетушек, ездящих на рыбалку на такси («наши люди в булочную на рыбалку на такси не ездят!»). А их наследники, молодые герои фильма, настолько никакие и послушные старшим, что безусловно тоже станут академиками и начальниками, когда вырастут. Для контраста можно вспомнить, что в то же самое время, как Венера из пены морской, рождалась новая героиня музыкальной комедии - Гурченко и уже стреляла глазами на съемках «Карнавальной ночи».

Эх, если бы этому фильму прибавить еще больше благодушия, перейти меру так, чтобы засахарилось, из ушей потекло и в осадок выпало. Тогда мог бы появится художественный смысл, эдакий советский трэш, бесконфликтный до идиотизма. Но, увы, Роу снимает профессионально, держится в рамках хорошего вкуса и ни на полградуса не отступает от комнатной температуры.
Зачем же он ввязался в это дело? Могу только предположить, что в данном фильме его интересовали не столько люди, сколько природа и возможности стереокино - берега подмосковных водоемов сняты очень живописно (подозреваю, что в стереоизображении пейзажи выглядели еще более эффектно).
Tags: кино
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments