Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

И колосятся тучные поля.

.
«БОГАТАЯ НЕВЕСТА», И.Пырьев, СССР, 1937г. (4)

Формально не первый фильма Ивана Пырьева, но первый, сделанный в стиле “сталинской комедии”. Здесь налицо симметрия, режиссерская траектория Пырьева содержит явную рифму, его первая комедия очень похожа на последнюю - “Кубанских казаков”.
Комедиограф Пырьев закончил в той же точке, из которой начал. «Богатая невеста» – своеобразный черновик к «Кубанским казакам» : музыка Дунаевского, опереточный сюжет о любви колхозников-механизаторов, трудовой энтузиазм и продовольственное изобилие, плакатные образы, полностью подчиненные соцзаказу. К тому же в обоих фильмах в неявном виде содержится война – главное событие эпохи, в «Богатой невесте» подготовка и уверенность в победе («Наша поступь тверда / И врагу никогда / Не гулять по республикам нашим»), в «Кубанских казаках» - воспоминание («я всю войну тебя ждала») и общее послепобедное ликование. И здесь налицо симметрия (перед-после).

По сравнению с образцом стиля (первыми фильмами Григория Александрова) Пырьев снимает пока еще без столичного шика и авторского режиссерского блеска, он делает более «правильное» (идеологический поводок короче), и более простое, даже «кондовое» кино. Сюжет и игра актеров в «Богатой невесте» неуклюжи, фактурная бригадирша своей статью всех актеров легко переиграла. в том числе будущих звезд Ивана Любезнова и Марину Ладынину. Но в фильме есть и Абсолют. Песни Дунаевского - вот настоящие «богатые невесты» этого фильма (богатые мелодически, налитые соком, более молодые и яркие, чем в «Кубанских казаках», все-таки между фильмами прошло более десяти очень непростых лет). И с точки зрения кино, лучшее – то, что смонтировано под музыку, вот в этих эпизодах Пырьев мастер, он чувствует музыку. В музыке все «колосится», «колосится» и на экране.

Как произведение искусства, фильм ценен символической парой киномузыкальных хоров – мужским («Мы с чудесным конем все поля обойдем») и женским («А ну-ка, девушки!»). Вторая песня - призыв на все времена, ушедший «в народ», крылатая фраза.
А первая песня интересна очень лирической темой куплета, подкрепленной текстом (есенинское сравнение трактора и коня, призыв «Веселее гудите, родные», а на душе тревога, как перед дальней дорогой – «Нам в поход отправляться пора», да и конь все-таки неживой, стальной) и в контраст с маршевым припевом (преодоление тревоги). Марш с печальным запевом – очень по-русски.

Как документ эпохи, фильм интересен во-первых необычной единицей измерения – богатство невесты измеряют в трудоднях.
А, во-вторых, наглядными результатами большевистской украинизации. Фильм снят на киевской киностудии, герои пишут по-украински (все надписи в фильме на украинском языке), хотя говорят (а главное поют) по-русски. Точно не знаю, но допускаю, что диалоги могли быть озвучены на двух языках (для республиканского и всесоюзного проката), но вот песни на стихи Лебедева-Кумача уж точно были выпущены в одном варианте.
При этом «украинскость» фильма отлично вписывается в главный обьединительный месседж, единая воля страны-матери обьединяет классы - рабочих (механизаторов с МТС) и колхозников, обьединяет народы (украинцев и русских), обьединяет мужчин и женщин, как женихов и невест.

Приложение (мужское):

Ой вы кони, вы кони стальные,
Боевые друзья - трактора
Веселее гудите родные -
Нам в поход отправляться пора.

Припев:
Мы с чудесным конём
Все поля обойдём,
Уберём, и посеем, и вспашем.
Наша поступь тверда
И врагу никогда
Не гулять по республикам нашим.

Наша сила везде поспевает,
И когда запоёт молодёжь
Вся пшеница в полях поспевает,
Поспевает высокая рожь.


Приложение (женское):

Идём, идём, весёлые подруги!
Страна, как мать, зовёт и любит нас.
Везде нужны заботливые руки
И наш хозяйский, тёплый женский глаз.

Припев:
А ну-ка, девушки! А ну, красавицы!
Пускай поёт о нас страна,
И звонкой песнею пускай прославятся
Среди героев наши имена!

Для нас пути открыты все на свете,
И свой поклон приносит нам земля.
Не зря у нас растут цветы и дети
И колосятся тучные поля.

И города, и фабрики, и пашни -
Всё это наш родной и милый дом!
Пусть новый день обгонит день вчерашний
Своим весёлым, радостным трудом.

Расти, страна, где волею единой
Народы все слились в один народ.
Цвети, страна, где женщина с мужчиной
В одних рядах, свободная, идёт!
Tags: кино
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments