Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

В одном из уездов средней полосы Европы.

.
"ИВАНОВ", Т. Ашер, ТЕАТР им.КАТОНЫ, Венгрия, 200?г. (8)

Декорация выстроена углом (треугольная коробочка) и все четыре действия зрители смотрят в угол - визуальный тупик.
Действие поочередно перемещается из имения Иванова в имение Лебедева и обратно. В перерывах плотный черный занавес падает (или опускается) сверху, закрывая переднюю стенку коробочки.
Одна из немногих постановок, в которой авторская ремарка «занавес» поставлена режиссером. И каждый такой «занавес» прочитан со своей интонацией (можно сказать с восклицанием «занавес!» и он упадет резко, можно сказать спокойно и занавес опустится медленно).
В перерыве между первым и вторым действиями зритель несколько минут сидит перед закрытым занавесом, предполагая, что за ним меняют декорацию, но режиссер обманывает зрителя. Возможно, обман специально предназначен для насмотренных фестивальных зрителей, знающих, что второе действие пьесы должно происходить в другом месте. Занавес поднимается - обстановка почти не изменилась. Имения типовые, как квартиры на 3-ей улице Строителей.
Пошлая обстановка, пошлая среда, из такой хочется убежать куда угодно – в Москву, в Америку. Или замуж (так сделала Сарра, так хочет сделать Саша).
Или в гости к соседу - Иванов почти каждый день туда убегает, но встречает там ту же скуку, тот же линолеум на полу и рейки на стенах, потертые кресла и дешевые стулья. Некуда идти, везде одно и то же.
«И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.»

Чем ближе к концу, тем длиннее монологи Иванова, и тем яснее видно (и зрителям и ему самому) – не то, не то.
А когда же «то»?
– в паузах. Например, в финале 3-го действия, когда они сидят на кушетке вдвоем с Саррой, уставшие после перепалки и передают друг другу косячок, бывшие хиппари – ведь было, было. Или когда Саша приезжает на мотоцикле (акселератка – длинноногая, гибкая, «чернобровая дивчина»), он ей что-то говорит, говорит, говорит, а она сидит на той же кушеточке поджав ноги, или невпопад спрашивает про статуэтку собаки.

По авторской ремарке действие пьесы происходит «в одном из уездов средней полосы России» в конце XIX века. Действие спектакля перенесено на 100 лет вперед и из российской провинции в европейскую.
Таким образом, место действия – провинция, время действия – «вчера».
«Вчера» – особая точка на временнОй оси между «прошлым», в данном случае временем действия пьесы, и «нашими днями», куда обычно принято переносить действие классических пьес при осовременивании.
Но и вчера, которое режиссер использует в данном случае, 70-е годы прошлого века, также очень популярно у современных постановщиков. Предметная среда 70-х годов это «легкий», минималистический, «из современных материалов», стиль 60-х годов, скопированный в провинции и состарившийся лет на десять. Материал чрезвычайно благодатный для театральных художников и режиссеров, кстати, не только из Восточной Европы, недавно видел одетых в том же стиле родственников-наследников в парижской постановке оперы «Джанни Скикки». Любят в театре такое ретро, но у Тамаша Ашера «ретро 70-х» не столько следование общей моде, сколько самое подходящее выразительное средство. Понятно, что для него та среда, конкретное время и место - самый явный наглядный, самый первый пример пошлости. Видно, что он прекрасно помнит то время, визуальные, слуховые и даже осязательные ощущения. Поэтому так подробно сочиняет массовые сцены – день рождения Саши во втором действии и свадьбу в четвертом. Пожалуй, впервые свадьба в драматическом «Иванове» оказывается «сестрой» другой чеховской свадьбы (сатирической, той что «с генералом»).
Поэтому так узнаваем, особенно когда смотришь спектакль с балкона, вытертый бурый линолеум с квадратным рисунком. Неровный, с ложбинкой, где собирается вода, после того как небрежная уборщица вымоет пол. Разгоряченный Боркин становится в лужу босыми ногами (совершенно некрошюсовская по точности деталь).

Второе действие – отдельный спектакль в спектакле. Провинциальный бал. Четверо пенсионеров расписывают пульку. Трое невест в мини вдоль одной стенки. Трое женихов в костюмах зевают у противоположной. Стул у одного из «женихов» поставлен в дверях и ему приходится вскакивать каждый раз, когда из двери выходит слуга с подносом. Потом та же ситуация повторяется у противоположной стены, где такая же дверь и такой же стул расположены симметрично, только на этом стуле сидит и потом вскакивает одна из пенсионерок.

А еще режиссер хорошо помнит и тщательно воспроизводит «звуки минувшего», как Херманис воспроизводил запахи минувшего в «Ревизоре».
Шум сливного бачка из туалета (последняя дверь по правой стенке).
Транзисторный радиоприемник в руках одного из гостей, который все время слушает футбольный репортаж (цитата из «Репетиции оркестра» ?).
Шум вентилятора, который по ошибке, вместо того чтобы погасить свет, включает тот же слуга. И в финале повторяется та же нелепость – уже идет занавес, торчат из открытой двери ноги Иванова, персонажи составили немую сцену, а слуга, вместо того, чтобы погасить свет, включает вентиляцию.

Точно такую же среду, тот же непритязательный быт (мини-юбки, транзисторы, наивно-солнечная поп-музыка, мебельная рухлядь) видели/слышали недавно в другом спектакле Херманиса «Звук тишины». Ведь это было то же самое «вчера», «звуки» той же «тишины», но у Херманиса они были совершенно не пошлыми, трогательными, странными, витальными. Совсем другой авторский взгляд, с другим знаком. У Херманиса приязнь, даже восхищение, а здесь - «и жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка...»
Tags: театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments