Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Все хорошо, прекрасная маркиза.

*
”РОБЕРТО ЗУККО”, К.Гинкас, ТЮЗ, Москва, 2007г. (8)

Спектакль получился двойственным. Режиссер атакует объект с двух сторон. Предыдущий спектакль Гинкаса “Нелепая поэмка” тоже был разорван, но там половинки так и не сошлись, вопросы повисли, остались без ответов. А здесь раздвоение, разрыв, трещина используется для того, чтобы взять «Роберто Зукко» в клещи, как орех и расколоть.
Пьеса – непростая, твердый орешек, но все же Кольтес это не Достоевский. Его можно расколоть и увидеть ядро.

Ядро («слезинка ребенка») и две скорлупки (пара клоунов).

В руках режиссера две половинки клещей, два разных, противоположно направленных театральных метода – гиперусловность и гиперреализм. Между полюсами сильнейший контраст, спектакль бросает из края в край.

Первый полюс – театральный, отстраненный, ироничный - еще более условный, чем у автора пьесы (Кольтес ведь не буквально пишет, у него аллегория, жертвы серийного убийцы выстраиваются в очень символическую серию, галерею социальных масок). Гинкас берет историю Кольтеса в скобки и добавляет персонажей от себя, от театра. Прием уже был использован в «Даме с собачкой» - действие ведут два клоуна, четко распределены амплуа.
Алексей Дубровский – первый номер, ведущий (у актера появились эксцентрические краски, очень резкие, в подобной манере играли мейерхольдовские комики Гарин и Мартинсон, позднее – Крамаров, в наши дни Леонтьев, Девотченко – достойная компания).
Сергей Лавыгин - ведомый, «стенка». Но в сцене с заложниками партнеры замечательно меняются местами и ведомый выходит на первый план. Пара зевак, словно пара «совков» из «Гудбай, Америка» (одного из них, кстати, тот же Дубровский играл).

Второй полюс – прямое высказывание, не опосредованное никакой авторской иронией, условностью, не аллегория, обыкновенное убийство. Буквально - убийца вернулся, выстрелил, мальчик упал, убийца ушел. Шок, только что смеялись над клоунами, сцена остается пуста на несколько минут. Убийство мальчика – это "Освенцим". Как такое возможно в «цивилизованном мире»?
Вопрос идет от Достоевского (и топор в руках охранников оттуда же), это вопрос Ивана из «Нелепой поэмки».

Самый человечный человек и бич божий.

Обьект исследования, орешек в клещах у режиссера (снявшего розовые очки человеколюбия) – современный хомосапиенс. И к Роберто Зукко подходят с двух сторон.

С одной стороны он самый типичный, совершенный, законченный хомосапиенс. Роберто (Трухменев) – младенец, слабоумный, но с совершенным, накачанным телом – вот образ человеческой цивилизации. Он тащит за собой, как гирю, библейский грех Каина. Уже достаточно свободен и достаточно сил чтобы убивать, но еще нет соответствующего «мышцам» сознания. Тоненькая пленочка сознательного над бездной бессознательного. Пленка рвется, хаос выходит на поверхность. У него нет рациональной цели, смысла, корысти.

И вот тут обьект исследования превращается в инструмент, орех превращается в клещи. Бескорыстный убийца – абсолютное зло, бич божий, насланный на хомосапиенса. Он начинает с убийства своих родителей (самоубийство человеческого рода). Гладкий мозг Зукко – зеркало, в котором по очереди отражаются все остальные персонажи, он проявляет, провоцирует. От абсолютного зла не отгородиться никакими стенами, решетками, охранниками, зло легко проходит сквозь стены, как рентгеновские лучи, и каждого просветит насквозь.

Роберто внушает хомосапиенсу ужас, но не только. Хомосапиенса влечет к Роберто («все то, что гибелью грозит для сердца смертного таит неизьяснимы наслажденья»). Влечет как кролика к удаву, как зрителя ужастиков, но не только. Женскую полвину человеческого рода влечет и по-другому. Вот девочка, подруга (Лядова). Тема точно из фильма Малика «Пустоши» (Встретила мужчину, прилепилась к нему и готова идти за ним на край света, но привязанность странная, вдруг разорвалась и она живет дальше). Только пространственная метафора здесь совсем другая, не пустые пространства Америки, а лабиринты тесно населенной Европы.

Пустоши и тоннели.

Пространство цивилизовано, застроено, превращено в лабиринт тоннелей. Но шаг в сторону – стоит сбиться с привычного маршрута, которым изо дня в день идешь на работу с работы, и попадешь, как старик в пьесе, в пустые, полутемные лабиринты. Пустота, темнота совсем рядом. А люди отворачиваются, смотрят только на свой маршрут, им удобнее сделать вид, что все хорошо («прекрасная маркиза»), предсказуемо, цивилизованно, организовано (заложников берут – это где-то в телевизоре, прилетит Супермен и освободит, а вместо Супермена грубый спецназ). «Жизнь прекрасна…», «… по Чехову» добавляет Гинкас.

В роли тоннеля – изнанки мира, изнанка театральной сцены. Места для зрителей - на сцене, действие происходит на фоне механизмов, и надо всем надпись Tunnel. Зрители также вырваны из привычного, сбились с привычного театрального маршрута. Собирались сидеть в креслах зрительного зала и смотреть приличный спектакль - картинку в прямоугольной рамке сцены, а попали в тоннель.

А как же свет в конце тоннеля? В финале пьесы Кольтеса – свет.
Он есть и у Гинкаса – это свет прожектора. Свет надвигающегося на хомосапиенса поезда. Но хомосапиенсы этого не замечают – поют и пляшут прямо на путях посреди тоннеля под веселую песенку:
Меня ты поймешь.
Лучше страны не найдешь!

А действительно, лучше страны нет – и это крайне пессимистический вывод, все страны одинаковы. От места действия диагноз никак не зависит, так везде, где живет человек. Режиссер подчеркивает это, добавляя к космополитизму, уже заложенному в пьесу Кольтесом (итальянец Зукко во французском квартале под названием Чикаго), приметы понятные постсоветским зрителям – сцена в полицейском участке, комиссар Каттани и инспектор Деррик быстро пробегают по всем известным эсенговским речевым акцентам.
Tags: театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…