Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Гизела и Жизель.

*
«ЖИЗЕЛЬ», М.Эк, «КУЛЛБЕРГ-БАЛЕТ», Швеция, 1982 г. (7)

«ЖИЗЕЛЬ», Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа / Ю.Григорович, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, 1841/ 1987 г. (10)

Постановка Матса Эка – еще одна (в ряд к его “Лебединому озеру”, “Спящей красавице” и «Кармен») модернизированная версия классического балета (самая ранняя и наименее удачная). Музыка взята из оригинала (записана оркестром п/у Ричарда Бонинга), хореография – своя, а сюжет – «классика в современной обработке».

Действие начинается в сельской местности, но вместо романтической живописной декорации – плоский, раскрашенный в зеленый цвет задник, условная примитивная графика с наглядными символами – пара округлых холмов (twin peaks) и торчащие стебли.
Драматический конфликт, также как и в оригинале, возникает из социальных различий (сельскохозяйственные рабочие vs. горожане, приехавшие на пикник). Главный герой – Альбрехт – приезжает на лоно природы с любовником и увлекается местной дурочкой Гизелой. К проблемам с сексуальной ориентацией добавляются проблемы с социальной ориентацией.
Гизела (Giselle) – имя составлено из тех же букв, что и Жизель, но «звучание» другое, образ другой. Среди других играющих детей настоящих Жизелей, она напоминает лягушонка, как некрасивая девочка Заболоцкого. Черная шапочка, ножки, как у рабочей лошадки, корявые движения.

Однако :
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!


Увы, почти так все и случилось, сердце бедной Гизелы разрывается между крестьянином и горожанином и в результате ломается - помутнение рассудка. Но не смерть. Матс Эк гуманнее Теофиля Готье и во второй части меняет место действия, вместо кладбища – психбольница. Соответственно вместо духов умерших невест – пациентки, вместо феи – медсестра. Задник нарисован в той же примитивно-сюрреалистической манере, изображает больничную палату с фрагментами разорванного сознания (пальцы, носы, глаза валяются на полу).
Идея с психбольницей очень богатая, но постановщик не воспользовался благодатным посадочным материалом, на больничном поле взошла всё та же корявая пластика, намного более скучная, чем у бравых селян с вилами из первой части. Видимо режиссер понял, что второму акту не хватает выразительности, вот и пришлось прибегнуть к «последнему» средству (не от хорошей жизни) – раздеть Альбрехта догола. Режиссер, хорошо придумав завязку, не смог найти адекватное продолжение и решил замаскировать смысловые неувязки скандальным ходом, отвлекающим маневром.
Итак, у навестившего Гизелу дяденьки обострилось чувство вины, поехала крыша, проблемы с ориентацией усугубились еще больше, сначала он включается в танец пациенток, а потом раздевается и представляет себя в декорации первого акта (обнаженный как Адам в Эдеме), где встречает молодого крестьянина.
По сравнению с классическим вариантом «мораль» подана весомо, грубо, зримо. Вот из-за таких неопределившихся мужчин и страдают бедные впечатлительные дурнушки.

Теперь про оригинал.
Параллельно с балетом Эка смотрел две сьемки спектаклей Большого театра (в редакции Лавровского и в редакции Григоровича).

Первый вариант просто убит неудачной телесьемкой. По всей видимости снимали не в театре, а в студии, под фонограмму, а не с живым оркестром, по эпизодам как кино, а не целиком. Театральные чудеса (появление и исчезновение Жизели во втором акте из под сцены) заменили банальным кинематографическим трюком. Этим «кино» и ограничилось. Сьемка стерильная, танец выглядит дистиллированным. Театральная аура исчезла, принц (Лавровский) – выглядит обыкновенным муЩЩиной, а крестьянка (Бессмертнова) настолько бесплотна, что почти не оставляет следа на кинопленке.

А вот вторая версия, снятая из зала, произвела самое прекрасное, абсолютно живое впечатление. И даже навела на мысль, как хорошо было бы снять именно этот спектакль на 3D. Как раз недавно посмотрел 3D съемку концерта U2 (“U2 3D”). Нужна вот такая, «репортажная» съемка из зала, имитирующая взгляд зрителя, максимально естественная без дополнительных видеотрюков, только отвлекающих от спектакля. Спектакль и сам по себе позволит проявить эффекты обьемного изображения. Танец солистов перед линией кордебалета, глубина сцены, глубина картинки - от романтического задника до поклонов перед массивным имперским занавесом (золотое шитье, серпы, молоты, звезды и буквы СССР). Кстати, на сьемках концерта особенно эффектно смотрелись руки зрителей из стоячего партера (зрители прыгают и руки попадают в кадр прямо перед носом кинозрителя). Точно тот же эффект при съемках балетного спектакля могут дать руки дирижера, время от времени поднимающиеся над оркестровой ямой – дирижера должно быть видно! И зрителей в зале Большого театра должно быть видно и слышно.

А о самом балете что сказать – классика. Азбука театра. Можно лишь издавать звуки восхищения (и выдать несколько общетеоретических соображений :).

Есть театры, а есть Театр (с большой буквы), также как есть книги, а есть Книга (Библия). Для нас таким Театром-с-Большой-буквы может быть театр XIX века, сохраненный до наших дней (пусть в подновленном отредактированном виде, главное, чтобы живой) – а это по сути всего лишь несколько балетных постановок (от опер и драм тех лет остались только описания и рисунки), Балеты сохранились в нескольких академических театрах , как на изолированных от театральной эволюции островках. Наверное выбор именно этих названий не случаен, время выбрало лучшее. Оговорюсь, все это касается европейского театра, в Азии есть свои аналоги.

Балет XIX века это больше чем театр, сверх-театр, органично включавший смежные искусства и даже совсем не искусства. Тут и музыка (зрители пришли послушать, как оркестр исполняет музыкальное произведение), и изобразительное искусство (живые картины, живые скульптуры), и военные парады, и спорт, и «танец живота» (балет – рафинированный вариант «гарема» – эротическая выставка), и цирк (театральные чудеса). И нравоучительная сказка для детей и сентиментальная история для дам, а для самых умных – «вечный сюжет», «архетипы».
Все перечисленное многообразие – слитно, цельно. Диапазон – от максимальной чистоты, рафинированности, предельной условности и предельной степени обобщения на уровень философских категорий. И до самого непосредственного выражения «радости бытия» и «грации души», услаждения слуха легкой красивой музыкой (такова музыка Адана), услаждения глаз красивыми телами, восхищение прыжками, вращениями, симметрией, согласованностью движений десятка совершенно одинаковых танцовщиц (самое простое чувство – так люди улыбаются, увидев близнецов на улице).
Это театр не авторский, до-режиссерский и наверное больше чем режиссерский, в качестве режиссера выступает традиция, «народ» (хотя и не тот «народ», что пишет народные песни).
Да и не актерский, больше чем актерский, чисто театральная составляющая образа Жизели или Альберта – лишь небольшая и неглавная часть, того что делают солисты. Балетный солист достигает абсолюта. А если это так, то что есть красота? И почему её обожествляют люди? Вопрос то не банальный, не риторический, не вопрос с ответом на последней странице задачника строке стихотворения, там где про «сосуд» и «огонь».

Азбуку нельзя забывать (нужно переиздавать и перечитывать «древние книги»), это фундамент, на нем будут строить нынешние и будущие Эки и Боурны.
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments