Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

На взгляд постороннего

*
"МЕЩАНЕ", К.Серебренников, МХАТ им.ЧЕХОВА, Москва, 2004г. (6)

Увы, режиссура здесь, мягко говоря, далека от совершенства (а строго говоря - слаба). Нет прославившей Серебренникова "глянцевой стильности", отточенности. Руку режиссера можно опознать только по переходящим из спектакля в спектакль "теток в черном".
А как много общих мест - монохромный "задник Уилсона", горящие предметы, обливание водой, музыканты на сцене, повторение в финале реплик из первого действия. Большая, перенаселенная персонажами и метафорами постройка то и дело накреняется, провисает и заваливается. Держится фактически на одной опоре. Правда эта опора очень мощная - Тетерев в исполнении Дмитрия Назарова. Яркий дебют этого артиста на сцене МХАТ - главный театральный итог спектакля и оправдание этой во многом неудачной затеи.

Между тем в пьесе Горького таких опор (образов разработанных вглубь, со своей темой, со своей правдой) несколько. По крайней мере пять: Бессеменов, Петр (первый набросок образа Клима Самгина), Татьяна, Нил и Тетерев. Спектакль можно строить на каждом из этих героев, а в идеале создать многофигурную композицию, групповой портрет. Товстоногов построил спектакль на Бессеменове, традиционно в советском театре центральным персонажем был Нил. Здесь по разным причинам и Бессеменов (Мягков) и Нил (Кравченко) отодвинуты на второй план. Мягков убедительно сыграл бытовую сторону в первом действии, но совершенно не убеждает во втором действии, когда его претензии к детям кажутся просто вздорными. Кравченко не в чем упрекнуть, он точно выполнил рисунок - парень простой, здоровый и недалекий. Не "мерзавец", а "дурак" (по словам Тетерева). Такое упрощение Нила выбило смысловую опору из-под роли Татьяны. Она - умная и желчная девушка, должна видеть такого "работягу" насквозь, такой Нил ей не может быть интересен. Впрочем роль Татьяны не прозвучала, потому что актриса потерялась. Также потерялся и Агапов (Петр) - совершенно бесцветный.

Выбор в качестве протагониста Тетерева (уж не знаю сознательный или вынужденный - застоявшийся без работы Назаров переиграл всех остальных актеров) перенес точку зрения изнутри семьи Бессеменовых - наружу. Тетерев - люмпен. Человек без дома, без семьи, ницшеанствующий философ (Сатин и Лука в одном лице). Ему кажутся одинаково мелкими мотивы и поступки всех домочадцев - воскресные посещения церкви стариками, надежды Нила на "трудовую жизнь", интеллигентские сомнения Петра и Татьяны, хождение в народ (вроде "театра для солдат"). Мне кажется сторонний взгляд Тетерева совпал со взглядом режиссера, поэтому драма дома Бессеменовых не цепляет. Так смотрят на происходящее в подмосковном особняке бригада из СНГ в кирзовых сапогах, строящая хозяевам баню.

Замысел.

Оказывается замысел режиссера состоял в том, чтоб конфликт поколений в пьесе превратился в конфликт актерских поколений. Чтоб "отцы" играли в МХАТовской манере, а молодые в современной. С "отцами" (Мягков, Покровская, Назаров, Добровольская, Краснов) все получилось, ИМХО, а молодые подкачали. Сюда бы актеров из Центра п/р Казанцева и Рощина. На секунду представил себе в роли Нила Анатоля Белого, в роли Петра - Артема Смолу, в роли Татьяны - Агриппину Стеклову. Как заиграл бы спектакль, дух захватывает!
Tags: К.С., театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments