Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Буревестник.

.
”ЭЛЕКТРА”, Дж. Кент, МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, Санкт-Петербург, 2007г. (9)

Везет мне на эту оперу, за год уже третью постановку смотрю (в записи видел сначала «Электру» Кушея, потом «Электру» Ронкони и наконец поcтановку Кента на "Золотой Маске"). Все три были хороши, но мариинская – лучше всех.

Оч-чень круто замесили. Музыка (Р.Штраус), исполнение (В.Гергиев), постановка (Дж. Кент), сценография (П.Браун), заглавная роль (Л.Гоголевская) вполне стоят друг друга и соответствуют мифо-древне-греко-экстремально-депрессивно-трагедийной основе. Потому спектакль получился такой цельный и воздействовал так сильно.

Очень выразительная декорация-метафора, из двух этажей, сознание-подсознание. В последнее время в театре "носят" двухэтажные декорации ("Пиковая дама" в Большом театре, "Евгений Онегин" в МАМТ).

Верхний этаж – холл дворца.
Широкая лестница ведет куда-то вверх, большие двери, деревянные панели, светильники. Роскошь не старинная, а ретро середины прошлого века, «голливудские апартаменты». Верхний этаж конструкции напоминает подробные декорации к спектаклям Марталера (и его последователей, например «Свадьба Фигаро» на зальцбургском фестивале шла в подобных декорациях с лестницей).

Нижний этаж декорации – «новая драма».
То, что под половым покрытием (уместно вспомнить «Половое покрытие» братьев Пресняковых в ЦДиР). Действительно пол «декорации Марталера» вскрыт и зрители видят подполье – какие-то балки, рухлядь, горы мусора, автомобильные покрышки. В такой обстановке "гнездятся" навязчивые идеи, хранятся "скелеты в шкафу". Здесь Электра оборудовала себе уголок – старое кресло, диван, чемодан с вещами, китель отца, диапроектор, простыня-экран. Она проводит время перебирая старые вещи и просматривая старые фотографии.
Истовость и искренность Электры происходит оттого, что подсознание довлеет над сознанием, а подсознание не может лгать, его невозможно уговорить. Из сознания можно вытеснить нечто («не бери в голову»), вытеснить в подполье и там среди темноты хлама и хаоса, плотно закупоренная страсть будет расти как на дрожжах.

Декорация населена очень выразительными персонажами. Электра - мешковатая бомжиха в красных трениках, уборщицы в зеленых халатиках и дамы в вечерних платьях, в мехах-горностаях.

Опера фиксирует одно состояние – ожидание конца проклятой эпохи, ожидание очистительной бури (характерное для рубежа веков). Электра это своего рода «буревестник» (Электра Штрауса - современница горьковского буревестника). Среди несправедливости темных времен такой человек может спасаться только воспоминаниями о прошлом, как Гамлет воспоминаниями об отце. И самый темный час наступает как раз перед самым рассветом. Момент самого глубокого отчаяния показан и в опере – известие о смерти Ореста. В нижней точке происходит отталкивание от дна, Электра решается на действие и сразу награда - вестник (принесший весть о смерти Ореста), оказывается самим Орестом. В абсолютной темноте возникает ослепительный источник света и темный мир гибнет. Но Рихард Штраус идет на шаг дальше и показывает последствия победы "буревестника". Ликование ведет к смерти.
Tags: Гергиев, театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments