Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«Корова» и театральный «Платонов-рейтинг».

*
”КОРОВА”, Д.Крымов, ШКОЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА, Москва, 2007г. (9)

Испытание Платоновым лаборатория Дмитрия Крымова прошла с успехом.
Что подтвердило с одной стороны универсальность образов писателя, а с другой - отзывчивость режиссера и универсальность его театрального языка.
Хотя поначалу были сомнения, совпадет ли вычурный театральный стиль лаборатории Дмитрия Крымова, знакомый по прежним спектаклям, с суровым, бесхитростным стилем Платонова, построенном на самоограничении, предельном упрощении текста до уровня «устами младенца глаголет истина».

В спектакль есть избыточность, излишества отвязной фантазии – косогор (места для зрителей), сигаретная пачка с ковбоем Мальборо («умная» отсылка от русского мальчика с коровой к американскому cow-boy), все зрители надевают резиновые калоши на завязочках (как в музее, чтобы паркет не портить? Нет, совсем наоборот, чтобы обувь не портить, если наступят в коровью лепешку :). Все это не очень органично, сложно сконструировано из праздной головы и плохо читается. Самоограничение здесь не помешало бы, хотя избыточность все же много лучше чем недостаточность, ее можно простить, если в целом выдерживается верный тон. Спектакль время от времени заносит, но с дороги он не сбился, из верной исходной точки пришел в пункт назначения.
Помогла подлинность – настоящие рельсы, настоящий паровоз. Подлинный театр, вещественный, не «вегетарианский», колбаса из говядины, телятины (не соевая, вкус почти как у настоящей и «ни одно животное не пострадало» :)
Простые образы. Земля, природа – корова, теленок (говядина, телятина). Железная дорога (рельсы, шпалы, паровоз, вагоны). И легкомысленная песенка Утесова про корову Пеструху тоже простодушна.

Первым на сцене появляется путевой обходчик, бьет по рельсам, рельсы настоящие и звук подлинный, как камертон.
В лаборатории Крымова строят спектакли «из себя» (из звуков, вещей, застрявших в памяти).
Личный жизненный опыт столичного мальчика Димы Крымова, выросшего в центре рафинированной культурной жизни, так не похож на опыт Васи Рубцова, живущего в домике путевого обходчика посреди голой степи. Однако общая точка обнаружилась, в памяти создателей спектакля отыскались простые основания, отыскалась своя «корова», девочка в красном пальто. Красота – бескорыстная, открытая, непосредственно явленная, беззащитная – такая же жертва, как и корова.

Пункт назначения.

А в финале в решающий момент невербальный театр Крымова смог прыгнуть выше головы, пожертвовал чистотой эксперимента и обратился к слову. Текст классной работы Васи Рубцова прочитан полностью слово в слово. Даже больше чем полностью - режиссер восстановил купюры не вошедшие в окончательный вариант рассказа.
И в этот момент взлетело, высота Платонова была взята. Оказалось, что данный текст состоит из особых слов, это не «слова, слова, слова» (запрещенные в лаборатории Крымова), платоновские слова просты, вещественны, предметны потому они сочетаются с предметной средой театра художников – со звуком рельса или паровозного гудка, с огнями светофоров.
В исходной точке сошлись «мир Васи» и «мир Димы» и «мир Лёвы».
В финальной точке сошлись правда материального мира и правда простых слов.

Корова и Паровоз.

В рассказе два героя, два живых существа рядом с мальчиком (рассказчиком) – паровоз и корова. Смысловая структура рассказа очень проста, бинарна (инь-ян). Два архетипа. Мужское и женское начало, "рукотворное" и "природное", "новое, передовое" и "старое, вечное"; уместно вспомнить главные советские символы – рабочий и колхозница. Между ними есть различия, но нет противоречия. Вот и автор по-детски непосредственно одушевляет и паровоз и корову.
Паровоз с трудом берет подъем и все-таки продолжает движение. Корова жертвует собой, отдает себя без остатка и благодаря этой жертве продолжается движение жизни.
Паровоз предьявляют зрителю в финале – он огромен как Донкий Хот, целиком не помещается на сцене.
Корова – метафора земли, матери, Родины, России, жертвы.

Когда в конце спектакля по радио передают прогноз погоды, перечисляя города большой страны, вспоминаешь, что на программке изображена географическая карта коровы, разделанной на 15 частей.

Приложение. Театральный «Платонов – рейтинг».

1. «СЕМЬЯ ИВАНОВА», Ю.Еремин, ТЕАТР им.ПУШКИНА. (10)
2. «КОРОВА», Д.Крымов ШДИ. (9)
3. «ДЖАН», Р.Козак, ТЕАТР им.ПУШКИНА. (8)
4. «ЧЕВЕНГУР», Л.Додин, МДТ. (8)
5. «ФРО», В.Сенин, РАТИ. (7)
6. «ВОЗВРАЩЕНИЕ», О.Юмов, "ГЛОБУС". (7)

7. « РАССКАЗ О СЧАСТЛИВОЙ МОСКВЕ», М.Карбаускис, ТЕАТР п/р ТАБАКОВА. (3)
8. «ОДИНОКИЙ ФОКСТРОТ», В.Сенин, ПРИЮТ КОМЕДИАНТА. (3)
9. «ВОЗВРАЩЕНИЕ», Ю.Еремин, МХТ. (2)
10. «ШАРМАНКА», М.Ефремов, СОВРЕМЕННИК. (1)

UPD 2011. Добавил новосибирское "Возвращение" с фестиваля "Золотая Маска".
Tags: Крымов, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments