Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«Sovereign Tsar and foolish girl» (из бегущей строки).

.
”ПСКОВИТЯНКА”, ????/ Ю.Лаптев, МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, Санкт-Петербург, 1952/2008г. (6)

Традиционный для русской истории сюжет – укрепление вертикали власти в борьбе с региональными баронами/олигархами.

Традиционная для русской оперы постановка – в стиле «встреча хора им.Пятницкого с Малым театром».

Девушки в сарафанах, добры молодцы в красных сапогах, бояре в кафтанах, Иван Грозный с бородкой клином. Те, кто не знаком с оперной традицией, легко представят себе картинку по фильму «Иван Васильевич меняет профессию» (Гайдай явно вдохновлялся оперными постановками).

Главное на сцене – фон, декорация. Для каждой из шести картин оперы изготовлена своя декорация-картина (занавес каждый раз открывается под аплодисменты). Не могу вспомнить другого такого спектакля, где бы действие происходило в шести разных декорациях. Подобной расточительности театр не практиковал с 50-х годов прошлого века.

Персонажи вписаны в декорацию, как медведи в лес Шишкина. От актеров требуется немного – спокойно переходить из одной живописной мизансцены в другую. Увы, актеры-певцы самое слабое звено постановки. Грозный (Алексей Тановицкий) пел и держался на сцене недостаточно внушительно, в четвертой картине совсем не по-царски бегал вокруг трона (напомнил жванецкое – «аристократизм не идет пока, все норовят бочком протиснуться в замок»). Ирина Матаева в роли Ольги произвела более приятное впечатление(и была более убедительна, чем в заглавной роли в «Енуфе»).
Наиболее живописна пятая (лесная, "шишкинская") картина. Лошади – настоящие, лес – почти как настоящий, дождь, гроза. Лучше всего смотреть с балкона (не видно, как сделано).

И слушать тоже лучше с балкона (не первый раз проверяю, пересаживаясь в антракте с балкона в партер или наоборот). В таком спектакле красочная музыка оркестра под управлением Валерия Гергиева становится главным действующим лицом. Под музыку перед глазами зрителей перелистывают страницы альбома.
Зрители медитируют на темы русской истории и русского театра:

История повторяется - ссылка от наших дней к временами Сталина и к временам Грозного. Борьба центростремительного с центробежным чревата взаимоуничтожением. Что может удержать систему от обрушения? Смирение (политическая стратегия посадника Токмакова помогла Пскову избежать бо-о-ольших проблем), вера, любовь. В финальной сцене хор (глас народа – глас Божий, хор поет извне, над сценой, с балкона) и непорочная дева (жертвующая собой) пытаются умиротворить соединить разрыв.

Театр повторяется - ссылка от нынешней постановки к спектаклю кировского театра 1952 года и к первой постановке оперы в Мариинском театре в 1873 году. Уточнить не у кого, но подозреваю, что первая постановка оперы не сильно отличалась от той, что мы видели вчера на Пасхальном фестивале. Дорежиссерский театр, в программке фамилия режиссера вообще не указана, можно сделать вывод, что режиссура - народная. Как в песне – музыка народная, слова Некрасова, так и здесь - режиссура народная, декорации Федоровского (фамилия художника приведена на самом почетном месте).
Tags: театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…