Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Простая история.

*
«РОМЕО И ДЖУЛЬЕТА», Р. Козак, ТЕАТР им. Пушкина, Москва, 2002г. (9)

Как сложно говорить о простых вещах прямо, не прятаться за иронию, стилизацию. Не «как бы про любовь», а ПРО ЛЮБОВЬ – абсолютную, чистую, юную.
И актеров нет, чтоб это органично и искренне сыграли.
И режиссеры все стараются или публику рассмешить или критикам «постмодернизьм» учинить. А кто рискнет – может получить по полной программе и от критиков (обвинят в легковесности и адаптации для тинейджеров) и от зрителей (те же тинейджеры станут ржать в самых «чистых» местах).
К тому же постановка «простого» спектакля требует недюжинной режиссерской инструментовки, чтобы все ноты прозвучали чисто, нужно выстроить главные партии и фон тщательно проработать.
Роман Козак всем этим владеет, он рискнул и выиграл.

В спектакле счастливо сошлись юные исполнители-студенты школы-студии МХАТ и режиссер-мастер (руководитель курса). Для Ромео и Джульетты он не пожалел режиссерской фантазии (еще и Аллу Сигалову привлек). Сколько придумано эффектных, выразительных и умных мизансцен и приспособлений - веревочная лестница, пластиковые щиты, строительные леса (отсылка к телеспектаклю Эфроса). Ученикам осталось только «чисто» исполнить прекрасную театральную мелодию, вдохнуть молодую энергию. Задача тоже не из легких, учитывая наше «грязное» время. Много я видел Ромео и Джульетт, но впервые обе главные роли прозвучали одинаково хорошо. Актеры прекрасны и по-отдельности и прекрасно сочетаются вместе.
Александру Урсуляк я уже отметил в «Цыганах» Марины Брусникиной. Здесь она играет еще лучше (и лирическую и драматическую стороны), потому, что роль богаче и сильнее.
Сергея Лазарева видел впервые – и никак не мог ожидать от поп-звезды такого - искренней, наполненной и непосредственной игры. Будто он не с эстрады, а из хора мальчиков (у Гришковца в «Дредноутах» было об этом). Видимо прочные стены Школы-студии МХАТ творят чудеса и позволяют выдерживать давление поклонниц :-).

Из персонажей второго плана надо выделить, во-первых, кормилицу (Наталья Николаева) – органичная простая "тетка", самый обаятельный представитель «мира взрослых». Если уж она не догадывается о существовании такого предмета «любовь»…
Герцог правит, монах исповедует, родители ведут конкурентную борьбу и подыскивают дочерям выгодную партию, молодежь танцует и дерется – на этом обыденном фоне распускается чудесный цветок - всего на несколько дней и тут же отцветает.
Чтоб проявить главное, постановщик сильно омолодил героев, взял перевод свободный от штампов, перенес действие в абстрактную среду, несколькими штрихами создал узнаваемый образ взрослого мира – замечательный «гость в шляпе» на балу, симметричные папы-мамы в современных костюмах.
Очень убедителен и Александр Матросов в роли «Тибальта с ножиком». Алеко в спектакле «Цыганы» ему играть рановато, а здесь он на месте.

И еще.
Обязательно надо сказать о нетривиальной сценографии Георгия Алекси-Месхишвили. Ферма с прожекторами так удачно торчит посреди сцены – сразу задает условный (и театральный и урбанистический) тон. Сзади – белый экран, на него можно светом узоры спроецировать. В нужные моменты за экраном открывается балкон, райское дерево или кирпичная стена с батареей отопления. Симметричные «леса» на переднем плане дают возможность вытягивать мизансцены в ширину и в высоту. Все это очень напоминает заборы, сараи, гаражи, дворы и подъезды нашего детства и вместе с тем воздушно, легко и условно. Полупрозрачные пластиковые щиты светятся тревожным красноватым светом в начале второго действия – добра это не предвещает. В последних сценах пластик светится мертвенно-голубоватым светом.

А вот музыка, пожалуй, самое слабое место в спектакле. Электронное булькание на темы Чайковского – ни уму ни сердцу – в сценах танцев и драк хочется чего-то погорячее. Более интересная музыка сопровождает эротический танец – он вообще очень нетривиально и строго сделан (никаких "розовых слюней") – тут особенно чувствуется рука профессионального балетмейстера Сигаловой.
Tags: театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments