Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Ах, как хорош этот мир в малой сфере!

"АХ, КАК ХОРОШ ЭТОТ МИР!", А.Коршунов, "СФЕРА", Москва, 2003г. (8)

Название спектакля надо понимать не впрямую - мир хорош, только когда есть свобода. Для жизни в неволе "прекрасность мира" - недостаточное оправдание и герои (сначала лилипут, а потом Гулливер) отказываются от жизни. Максималистская пьеса о свободе, как о главной жизненной ценности (тема злободневная для общества с внешней несвободой), но не только. И о соотношении свободы воли и Рока (функцию Рока выполняет великан), а тем самым и об "отношениях" человека и Бога. Есть и внутритеатральная тема - актер и публика (публика - "коллективный" великан по отношению к актеру - такому маленькому на сцене, незащищенному от взглядов сотен глаз, такая метафора читалась во время диалога Гулливера с воображаемым великаном).

Автор.
В пьесе Ежи Брошкевича эффектная и неожиданная завязка - История Гулливера у лилипутов и великанов использована как предлог для притчи (а что если Гулливер во время побега прихватил одного лилипута с собой, посадив в клетку). Эффектная, очень убедительная и главное тоже нетривиальная разработка с использованием сюжетной рифмы из Свифта - второе действие перевернутое первое, причем человек оказывается поочередно великаном и лилипутом ("я раб, я червь, я царь, я бог"). Эффектная композиция - в качестве рамы - прием "лекции", даже расследования, реконструкции (сходный прием держит внимание зрителей в "Аркадии" Стоппарда). Польский "романтический экзистенциализм" и польский "романтический максимализм" - и в постановке вопроса о Свободе и в постановке вопроса к Богу, польский юмор - отсылка к Мрожеку во второй части. Гулливер в клетке похож на героев пьесы "Стриптиз", плюс явная хохма - единственный источник о гибели Гулливера - мемуары некоего "Брожека, которому нельзя верить".

Режиссер.
Актер и режиссер Малого театра Александр Коршунов продемонстрировал режиссерский класс за пределами своего театра и привычных для этого театра авторов, тем, и приемов. Отвлеченный философский текст, прямое общение актера с публикой - такого не увидишь в Малом театре. Очень удачно придуманы обе клетки - высокая птичья клетка с домиком внутри для лилипута - в домике источник света (окошки светятся) и источник звука - оттуда доносится соната Бетховена в немного искаженном кукольном клавесинном исполнении, и клетка в которую попадает Гулливер у Птицелова-великана - внезапно сверху падает сетка и актер оказывается внутри, а зрители с 3 сторон снаружи. Отлично использован звук - шум моря и музыка. Главный смысловой акцент - на сонате Бетховена, в первой части она играет роль "души лилипута", выражает его душевное состояние (режиссер очень точно выбирает музыку, здесь нужна именно романтическая музыка, а "прекрасность мира" в первом спектакле Коршунова - "Чудаках" - иллюстрировала музыка Моцарта). Во второй части, когда в клетке оказывается человек, эта же музыка напоминает о первой части и подчеркивает контраст. Мелкая истерика Гулливера так непохожа на поведение лилипута, оказавшегося в том же положении. И еще один пример хорошей режиссуры - проблема: как, не отпуская зрителей на антракт, дать отбивку и разделить два путешествия (пьеса в двух частях, а спектакль без антракта), зрителям раздают конфеты, лектор достает термос с чаем (тем самым имитируется антракт - зрители отвлекаются на работу челюстями да и актеру полезно перевести дух, перед самыми технически сложными эпизодами).

Актер.
Василий Стоноженко отлично держит спектакль (практически моноспектакль), без напряжения совершенно естественно играет на близком контакте с публикой, демонстрирует большой диапазон - фактически три роли: лектор (появляется "с опозданием", маленький, всколоченный, эдакий безумный ученый, зацикленный на своем открытии ), великан (играет с воображаемым лилипутом) и лилипут (играет с воображаемым великаном и еще с Богом, даже пытается их "свести"). Все это технически исполнено блестяще - другое дело что это актер по-моему не из тех, кто на сцене выясняет свои отношения с Богом и занимается глобальными вопросами, Стоноженко играет на технике, на мастерстве. Материал позволял дать и еще более глубокий план, сыграть "о себе" и "от себя" (так мог бы сыграть эту роль допустим Калягин или Егоров из театра "Около"), но это уже другая история. Большой удачи спектакля "Сферы" (режиссера Коршунова и актера Стоноженко) это нисколько не умаляет.
Tags: Польша, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments