Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«НЕФТЬ», П.Андерсон, США, 2007г. (5)

.
Колумб искал Индию, а открыл Америку. Герой фильма искал золото, а нашел нефть.
Отличное символическое начало, завязка производственной драмы. Символично и отличие от советских производственных драм. У нас в кадре обязательно была бы бригада нефтяников умывающихся нефтью, а здесь герой один. Он в одиночку роет шахту, падает, оступившись с лестницы, а помочь некому. С трудом выбирается на поверхность – пустынная местность, герой оброс бородой и похож на Робинзона Крузо – архетипичного героя капиталистической эпохи.

Время, вперед!

Дальше фильм движется по пути Робинзона – приход человека в дикий необитаемый мир. Парад достижений нового времени – буровые установки, поезда, автомобили, телефоны – «о сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух». Устремленность в будущее подчеркивается тем, что рядом с героем маленький мальчик, сын и компаньон. 20 замесов баррелей в смену, 50 баррелей в смену! Новый мир строится для него.

Передовик капиталистического производства.

Такова экспозиция, а потом фильм долго блуждает в поисках драматического конфликта и новых сюжетных поворотов. Несчастный случай с сыном, мнимый брат, наезд акул капитализма, борьба с местным проповедником. То одно, то другое. Различные помехи на пути к миллионам (долларов). Сходные проблемы с поиском конфликта были и в истории производственой темы в СССР. Неурядицы в семейной жизни или наезды акул (бюрократии) мешали передовику достичь миллионов (только не долларов, советские передовики мечтали передать свой опыт миллионам).
Главный конфликт (с проповедником) напоминает конфликт директора завода с парторгом в советской производственной драме.
В сундучке у погибшего рабочего обнаружен комсомольский значок.
- Он погиб, потому что вы не отпускали его на комсомольские собрания.
- Рабочие должны отдыхать после смены, а не на ваших собраниях сидеть.

Однако здесь заявка на принципиальный конфликт не срабатывает, сразу видно, что стороны неравны. Капиталист - настоящий, у него есть своя правда (лидерство, деньги, власть), а проповедник – фальшивый, у него за душой те же деньги. У главного героя нет достойного оппонента. Непонятно из-за чего сыр бор, вполне могли бы и сговориться. Они ведь не оппоненты, а близнецы.

Фильм не дает ничего нового, своеобразного, авторского по части формы, киноязыка (как это было скажем в классическом «Гражданине Кейне»). Но и традиционная романная форма не выходит, мозаика сюжетных ходов не складывается в картину. Бусы рассыпаются еще и потому, что нет прочного стержня. Исполнителю главной роли Дэй-Льюису не удается создать цельный характер, в конце концов приходится подсказывать открытым текстом (рассказывать в камеру, как я ненавижу людей и т.п.). Такой прием прокатывает только на детских утренниках – «я злой и страшный серый волк, я в поросятах знаю толк». Если прямо не скажешь, никто не догадается, что отец-одиночка, всюду таскающий за собой маленького сына, на самом деле мистификатор, цинично использующий чужого ребенка, чтобы втираться в доверие к людям.
Лучшая часть фильма – первая, та, что без слов. Хорошо все, что не связано со словами. Очень эффектна операторская работа (пожар на вышке - еще одна впечатляющая бессловесная сцена, сразу вспоминается наш кинороман "Укрощение огня"). Эффектно звучит музыка (написана гитаристом группы Radiohead для симфонического оркестра, может поэтому звучит так свежо).

Традиционная для сюжетов такого рода мораль "приобрел богатство - потерял душу" здесь не складывается - герой не меняется, одиночкой был, одиночкой и остался, всё преодолел и в финале одержал окончательную победу.
Tags: кино
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments