Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Кража со взломом.

*
«СОНЯ», А.Херманис, НОВЫЙ РИЖСКИЙ ТЕАТР, 2006г. (10)

Тотальный театр. «Театр о жизни» и «театр о театре» в одном. Театр перед зеркалом, жизнь перед зеркалом, зритель перед зеркалом.
Вокруг обычного спектакля по литературному произведению (декорация, один актер играет главную героиню, другой – читает авторский текст) надстроен еще один спектакль, в котором задействованы все участники театрального процесса. Татьяна Толстая - в роли писателя, Алвис Херманис - в роли режиссера, Гундарс Аболиньш и Евгений Исаев - в ролях актеров, играющих на сцене, Кристине Юрьяне - в роли художника, Марина Давыдова и другие - в роли критиков, Семёркин и другие - в роли зрителей.

Все включено в спектакль. И иностранное подданство режиссера (ведь для него это история чужой страны, что ему Гекуба Соня ?), и прибалтийский акцент актера-рассказчика (совсем небольшой, но заметный) и реакции самых веселых (видимо самых молодых) зрителей – первое время в зале постоянно возникают смешки. Мне кажется перед «Соней» не нужно просить зрителей отключать мобильники, пусть звонят - это хорошо сработает на идею.

Мы все вваливаемся, вламываемся в чужую жизнь, копаемся в чужих вещах, трогаем предметы, назначение которых не знаем. А если и знаем, то не понимаем, потому, что не пользуемся ими каждый день. Мы все, как эти двое воров, проникшие в чужую квартиру. Роемся в ящиках стола, в шифоньере, в кухонных шкафчиках в поисках чего-нибудь ценного, вкусненького, интересненького. Актеры это очень наглядно (и нагло) показывают – нам и себе. У них на лицах чулки, которые не дают попробовать вкус чужого варенья. Такие же «чулки» на лицах зрителей, непроницаемая перегородка отделяет зрителя от сцены, одну культуру от другой (непонятной и оттого нелепой, жалкой, смешной), одного человека от жизни другого человека, тем более от жизни давно прошедшей.

В центре сюжета – история розыгрыша. Знакомые разыгрывают простодушную беззащитную Соню. Но ведь точно также разыгрывают «Соню» автор, режиссер и актеры. Толстая придумала Соню, также как участники интриги придумали ей воздыхателя Николая. Искусство (театр в особенности) это розыгрыш, обман. Обман обманов. Жертва всех обманов – Соня. Реальность и вымысел многократно отражаются друг в друге. Соня бесследно исчезает, как исчез ее сердечный друг по переписке, никогда не существовавший.

Мужчина притворяется женщиной – фальшь очевидна, переодевание происходит на глазах у всех. Грубый грим, утрированные повадки. В паре актеров он – ведомый, пассивный. Беспрекословно подчиняется и безмолвно играет. Женская суть актерской профессии.
Пристуствие в комнате Сони еще одного человека только подчеркивает ее одиночество.
Пристутствие в спектакле комментатора-расказчика делает особенно наглядной жестокую мысль - "знающий не говорит, говорящий не знает". Соня безмолвна, мы знаем о ней с чужих слов, ее поступки, ее мысли интерпретируют Ада Адольфовна, Татьяна, Алвис. Тайна ее жизни так и остается неразгаданной.


Другой актер – ведущий, активный. Он един в четырех лицах. Рассказчик (полномочный представитель автора на сцене). Командир (представитель режиссера, мужское начало). Актер (представляющий остальных героев истории). Наблюдатель (представитель зрителей на сцене, главный зритель - подает остальным зрителям пример, задает формат зрительских реакций).
Он потребляет Сонину жизнь, бесцеремонно вломившись к ней в квартиру; ложится на постель в одежде и обуви; пожирает Сонин торт, размазывая крем по щекам; смакуя, пересказывает самые забавные байки о Соне.

Писательница закручивает мелодраматический сюжет то иронично, то сентиментально (после спектакля «Потерянные в звездах» Дитятковского – второй на моей памяти случай, когда несовершенство литературного текста не смикшировано, а наоборот - усилено и включено в спектакль, как одна из важных составляющих смысла).

Режиссер и художник словно коллекционеры выстраивают гиперреалистическую выгородку с дотошным воспроизведением чужого, давно ушедшего быта – рукомойник, эмалированный таз, бигуди, примус, занавески с оленями. Вещи, пережившие свое время и своих владельцев, выставлены в качестве экспонатов, на позор.

По большому счету, это мародерство – спектакль дает это очень остро почувствовать. Слишком грубы наши пальцы, слишком заскорузлы мозги, слишком нечувствительны органы чувств, чтобы расслышать и откликнуться, чтобы тонко прикоснуться к тайне жизни, к тайне прошлого и не повредить паутину связей, чтобы засохший цветок не рассыпался в пыль.
Может и не стоит этим заниматься, чтобы не совершить кощунство.

Но какова альтернатива?
Альтернатива – молчание, отвернуться, не глядя собрать рухлядь в мешок и отнести на помойку.

Нет, молчание - не выход, лучше хоть так, чем ничего. Что-то шевельнулось (Сонина брошка - эмалевый голубок - зацепилась в памяти) и на том спасибо. Сознание не может смириться с забвением. Соню забудут, так и тебя, зритель, забудут.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…