Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Чемодан без ручки.

.
«КОРОЛЕВА КРАСОТЫ», К.Райкин, «САТИРИКОН», Москва, 2007г. (8)

Вторая часть макдонаховской дилогии Райкина оказалась столь же хороша, как и первая («Сиротливый запад»)
Молодость актеров и здесь помогла найти нужную меру условности, отстраниться от возрастной, социальной, национальной определенности, перевести реалистическую «чернуху» в аллегорический план. При этом место действия (одно на оба спектакля) впечатляет именно гиперреализмом – покрашенные бело-серой краской грязные трубы, деревянные половицы вылезают из-под стертого линолеума, настоящая раковина и газовая плита.
А ведь аллегория очень проста: для молодой героини (дочери) старуха (мать) это "свой крест", такой «чемодан без ручки». Нести тяжело (дочь несет этот чемодан, как крест), но стоит выбросить, как удача, светившая далеким огоньком, отворачивается совсем. А пока несешь – есть надежда.

Денис Суханов играет очень лихо, молодо. Восхищение мастерством актера снимает тяжесть материала, «черное молоко» превращается в сливки. На мой взгляд, это эталонное исполнение Макдонаха. Подробно, еще подробнее, запредельно подробно с перебором (седые космы, сгорбленная спина, язвы на руке, обвисшие груди, толстый зад, хрипы в легких, икота) и тем заметнее становится гротеск, тем очевиднее условность. Он ведь не старуху играет, он играет тот самый «чемодан без ручки».

Образ старухи что называется «не раскрыт», всё – снаружи и нет психологии (пьеса предоставляла такую возможность, старуху можно было играть хитрой, расчетливой, себе на уме). Режиссер же увидел старуху глазами дочери, то есть субьективным, искаженным взглядом, отсюда и преувеличение.
А вот образ дочери (Ангелина Варганова) раскрыт. Маленькая, упорная - «есть женщины в ирландских селеньях». Она здесь главный персонаж, персонаж монодрамы. Молода, свежа, глаза сверкают - действительно, без иронии «королева красоты» пусть и «линэнского масштаба» (а в пьесе пожалуй ирония – героиня немолода и уродлива, да еще с прибабахом).

Из двух ролей второго плана хорош Георгий Лежава в роли Рэя – «естественный» паренек со шрамом, можно сказать с улицы. А роль Пато (Яков Ломкин) вышла неопределенной. Актер значительно моложе персонажа, но из возрастной дистанции не удалось извлечь театрального эффекта.

В финале героиня тащит свой чемодан куда-то в ночь, в снег. А голос радиодиктора (узнаем Константина Райкина) отстраняет пафос иронией, поздравляет уже похороненную старуху с 80-летием.
Tags: театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments