Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«То ли замуж вышла, то ли ногу переломила»

*
«ЖЕНИТЬБА», В.Фокин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, Санкт-Петербург, 2008г. (9)

Прелесть, что за спектакль. Легкий, веселый, трогательный. Валерий Фокин опять удивил, на этот раз молодой лихостью фантазии, свойственной скорее студенческим или студийным спектаклям, но не спектаклям маститых режиссеров на академических сценах.

Фирменные черты интеллектуального режиссера-инженера-конструктора и здесь налицо. Спектакль придуман и выстроен рационально и гармонично, во всем соблюдена мера, все части подогнаны друг ко другу. Но главное, что конструкция наполнена живой театральной игрой. Успех «Живого трупа» оказался не разовым, похоже, что Фокин открыл новую петербургскую театральную формулу - «Стихия чувств в гранитных берегах». Формула подошла и драме Толстого и комедии Гоголя, чувства совершенно разные (но и там и там - живые), да и берега выстроены разные (но и там и там - прочные, гранитные).
Оба спектакля выстроены, как изба - от печки, от центральной метафоры (в «Живом трупе» – лестница, в «Женитьбе» – каток).
Оба спектакля выстроены, как Петербург – по геометрически четкому плану.

На этот раз сценическое пространство организовано художником Александром Боровским на поворотном круге. Поворотный круг задаёт особую «центральную» симметрию, особую двуслойную структуру (первый слой - внутри цилиндрической театральной коробочки, второй слой - снаружи, по внешней границе), и особой круговой ритм действия – бег по кругу, который разрывается выходами в третий слой сценического пространства – на авансцену, зону со своими правилами игры, с прямыми обращением в зал.

И организация пространства и актерская игра подчинены основному спектаклеобразующему принципу - внутри коробочки находится каток, он и задает движение по кругу, легкую скользящую быструю веселую игру. Актеры играют на коньках и манера катания каждого персонажа точно выражает его характер.
Место действия («на катке») сразу задает и время действия («зимой»). Это в свою очередь задает правила актерского существования. Диапазон приемов очень широк, от проникновенных драматических монологов Подколесина или Жевакина, до предельно условных фарсовых образов Степана и свахи. При этом Подколесин прячется от зимы (на улице - холодно скользко) в теплой постели. Степан все время падает и хватается руками за бортик не только потому, что пьян, но и потому, что ноги разьезжаются на льду. А сваха закутана по самые брови.

Первое действие спектакля так часто удивляет зрителя, что в антракте невольно задаешься вопросом – хватит ли фантазии, чем будут удивлять во втором действий? Опасения совершенно напрасны. Второе действие удивляет первой же сценой – сон Агафьи Тихоновны. Снится ей тот же каткок, женихи катаются по кругу в одних трусах.

Поворотный круг вращается и показывает зрителю оборотную сторону – оборотную сторону декорации, оборотную сторону явлений, оборотную сторону комедии. То, что на основной стороне смешно, на оборотной – трогательно.
И у главного образа – катка - открывается оборотная сторона.
С одной стороны – морозец. Бодрит, румянец на щеках, свободное скольжение по льду, веселая игра женихов и невест «кто ловчее», смотрины.
С другой – мороз. Опасность, тревога, в любой момент можно поскользнуться, "ногу переломить" (не от этих ли слов оттолкнулась фантазия режиссера, чтобы прийти к катку), или даже переломить жизнь.
Женитьба – дело опасное.
=======
Tags: АЛЕКСАНДРИНСКИЙ, Фокин, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…