Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Почему НЕ застрелился Константин

*
«ЧАЙКА», К.Люпа, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, Санкт-Петербург, 2007г. (8)

Спектакль не дает ответов на все вопросы.
А кто, собственно, обещал, что будет понятно?

«Заметки на полях Чайки» - верно определил жанр спектакля Созерцатель с театрального форума www.teatr.ru. Режиссерские заметки получились разрозненные, но разработка сделана увлекательно и сыграно было с азартом (отдельное браво Игнатовой – вот Аркадина-актриса на 200%).

Целостная концепция не выстроилась (то ли спектакль и задуман был разомкнутым, ведь жизнь - разомкнута, то ли сам собой таким получился).
Прямоугольный портал сцены выделен яркой красной линией – рамкой, но четкая рамка парадоксальным образом подчеркивает разомнутость – спектакль то и дело вываливается из рамок, вылезает за линию рампы в зрительный зал (кто-то из героев пьесы, отчаявшись добиться понимания у партнеров по пьесе, напрямую обращает текст к зрителям). Но потом спектакль возвращается в берега, становится картиной в раме.

Картина – пейзаж. Серое, предгрозовое небо, деревянные мостки, две женские фигуры в длинных светлых платьях - Аркадина и Заречная – стоят вдали, спиной к зрителям и словно отражаются друг в друге. И, кстати, такое же наглядное отражение возникает между фигурами Треплева и Тригорина - щуплые, близорукие, в одинаковых круглых очках. Треплев видит в Тригорине свое будущее, а Тригорин в Треплеве – свое прошлое.

Картина - групповой портрет. Ярко освещенные фигуры на темном фоне взяты в красную рамку и разыгрывают подчеркнуто театральный дуэт.

Двойная картина - «театр в театре». Спектакль Треплева в первом действии разыгран в глубине сцены внутри красной рамки, остальные персонажи «Чайки» смотрят его, находясь на авансцене, вне красной рамки, но за линией рампы, а мы зрители оказываемся в положении «наблюдающих за наблюдателями».

Во втором действии мизансцена вывернута наизнанку – та же линия стульев вдоль рампы обращена лицом в зал. Но на этом метаморфозы пространства не заканчиваются, нас ждет еще «красная комната», падает сверху занавес красного цвета с условными дверями, цвет фона настолько яркий, что исчезает глубина, персонажи расплющиваются в неестественно плоские фигуры (цветовой эффект «Красной комнаты» Матисса).

В последнем действии та же компания зрителей, что и в первом акте, берется в рамку режиссером Треплевым, который находится снаружи и устанавливает освещение, а потом они с Ниной играют сцену свидания и две группы героев («играющие в лото» и «играющие свидание») смотрят друг на друга, а зрители снова наблюдают за наблюдающими.

Правила театральной игры все время меняются по ходу действия, но это не хаотичный полет режиссерской фантазии (демонстрация возможностей - и так повернем и эдак, и так как никто не делал), в этом есть логика (на это указывают повторы, пространственные и смысловые рифмы: красные глаза дьявола - красный крест на санитарной машине - красное платье Полины - красная комната; обнаженный Яша – обнаженная Нина), только эта логика не повествовательная, а музыкальная.
Вот и кончается спектакль песней. В конце концов концепция все-таки выкладывается, она выражена не симфонией, не жестоким романсом, а французской песней.
"Чайка" Люпы это первая на моей памяти "Чайка" с открытым финалом - прошли годы, Костя и Нина встретились, "сверили часы", подвели черту под прошлым, повзрослели, успокоились - и будут жить дальше, жизнь продолжается.
В этой истории нет ничего из ряда вон выходящего (потому нет самоубийства), рядовая драма, одна из многих, одна чайка из стаи чаек, которые бесконечно кружатся на заднике.
Tags: АЛЕКСАНДРИНСКИЙ, Люпа, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments