Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Живой

*
«ЖИВОЙ ТРУП», В.Фокин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, Санкт-Петербург, 2007г. (10)

Редкий случай театрального совершенства, точно выстроенного спектакля – ничего ни убавить, ни прибавить. Архитектурное сооружение с множеством деталей – больших и маленьких, каждая на своем месте. Перечислять можно долго:

Черный человек живет под лестницей и ждет своего часа. Он иногда комментирует действие подчеркнуто не в тон, неактерским голосом (на первой реплике я вздрогнул, показалось, что кто-то в зале громко говорит).
Своеобразная рифма к черному человеку – черный пистолет.

Пространственное решение выстроено слоями в двух плоскостях:
– выше-ниже. Господа живут на втором этаже, а Протасов – ниже первого, в подвале. Слои разделены решетками, связаны лестницами и лифтом.
- ближе-дальше. В первом слое максимально вплотную к зрителям каморка-клетка Протасова, далее - основная часть сцены, где происходит действие и наконец белый задник (при перемене света сцена превращается в плоский теневой экран) – самая далекая от зрителей зона. В теневых сценах, поскольку Протасов находится вместе со зрителями по эту сторону рампы, зрители смотрят на происходящее его глазами, вместо людей видят условные плоские тени, по лестницам снуют человечки, одинаковые как муравьи.

Правая верхняя часть лестницы ведет, по-видимому, на чердак. На эту «черную лестницу» выходят покурить, там и баночка-пепельница припасена.
В свое время спектакль Эфроса «Живой труп» критиковали за опрощение («пьяненький Федя лежит на засаленном диване»), по сравнению с героическим образцом – игрой Николая Симонова в знаменитой постановке 1950 года. Теперь на той же александринской сцене идет спектакль еще более опрощенный, Фокин идет по пути опрощения еще дальше Эфроса – рассказывает историю наших соседей по лестничной клетке. Глядишь на нынешних исполнителей и актеры, занятые в спектакле Эфроса, вспоминаются как величественные герои (Калягин, Вертинская, Богатырев, Степанова, Прудкин, Пилявская). Убрали героев, романтику, цыганщину, но при этом содержательная сторона не стала мельче.

Античные маски – показались на минутку в одном эпизоде (игры Каренина с сыном) – и этого краткого появления достаточно, чтобы подключить тему безжалостного рока.

Центральный элемент декорации – лифт. Ось ординат помогает выстроить спектакль по вертикали. Лифт поднимается-опускается в металлической шахте - клетка в клетке. В лифте поставлен кутеж полицейских с девками – вверх-вниз, вверх-вниз. В финальном эпизоде лифт символично идет верх и движение обрывается выстрелом.

У Протасова густая и жесткая шевелюра. У Каренина – лысина. Физиологическая деталь очень конкретная и очень верная. Протасова любят женщины – и Лиза, и Маша, и Саша. Протасов живой, мятый, а Каренин в мундире, несколько искусственный, «платонический» человек. В последней части спектакля шевелюра Протасова спрятана под черной шапочкой, а Каренин напротив постепенно оживает. Меняется и Лиза – от «жены Протасова» к «жене Каренина» и в последней сцене совсем растворяется в «обществе».

Фокин давно исследует тему превращения персонажей в единый биологический организм – рой, а если перевести на театральный язык – хор. Особенно наглядно хор роился в спектакле «Бесноватая», рой появлялся и в александринских спектаклях Фокина «Ревизор», «Двойник». Здесь этот прием применен в последней сцене, в зал суда персонажи входят еще по-отдельности, а выходят на перерыв уже как единое целое – общество.

Мышеловка.

Режиссер подобно математику или конструктору все рассчитал, сценическое пространство проверил по отвесу, ритм действия - по метроному и в результате все работает, как часы. В теневых сценах особенно заметно сходство происходящего с часовым механизмом, или с клеткой-лабиринтом-мышеловкой. Лесенки – перила – решетки.
И многие предыдущие спектакли Фокина были точно рассчитаны, но они были сухи и холодны, а здесь – сильный эмоциональный контакт, внутри сконструированной мышеловки оказываются живые существа. Потому возникает полная вовлеченность в действие - душа замирает. И не только у меня одного, кожей ощущалось что и весь зал замирал в последних сценах, словно не знал, что будет дальше и чем это все может закончиться.
Tags: АЛЕКСАНДРИНСКИЙ, Фокин, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments