Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Леди Макбет из МценскЛага.

.
«ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА», Г.Барановский, ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, Новосибирск, 2006 г. (7)

Спектакль несовершенен по исполнению, но впечатляет масштабом работы режиссера, художника и дирижера. Эти трое сработали в согласии (и в согласии между собой и в согласии с автором).

Массовка, выполнив очередное задание режиссера останавливалась или бестолково слонялась по сцене, да и выглядела жалко. Стиль «милитари» и всяческие брутальности очень идут оперным постановкам Большого Стиля, так как они ярки, театрально-выразительны, но, увы – оперные хористы никогда не выглядят брутально, как их ни наряжай.
Исполнители главных ролей тоже были не на уровне, во многих эпизодах их было плохо слышно. К тому же «общественное» в этом спектакле оттеснило «личное» на второй план, главным героем является «Мценский уезд», а не Катерина Измайлова. Это еще больше усложнило задачу Ольги Орловской, исполнявшей заглавную партию. Если в первой части она еще держалась в центре событий (и драматических и музыкальных), то потом стала все больше тонуть в массовке, собственной харизмы не хватило и режиссер перестал помогать, даже напротив, отвлек внимание зрителей дополнительно придуманными персонажами. В финале Катерина выглядит мелкой, да и чего можно ожидать, если вместо черного озера – черная лужа с нефтяной пленкой.
А поначалу Катерина была очень заметна - рыжая, словно диковинная птица в вагоне-клетке (кроме нее в клетке находится дерево и чучела хищников – львов, пантер, леопардов). Эдакая причуда начальника лагеря Бориса Тимофеевича (ходит в черной униформе с маузером), завел себе зооуголок и поместил туда невестку. Райский уголок посреди рельсовых путей, железнодорожных вагонов и сторожевых вышек.

Место действия спектакля – «Мценский уезд», раскинувшийся на тысячи километров между Польшей и Тихим океаном. (Режиссер и художник спектакля – поляки и ставили они не «про себя», а «про соседей»).

Время действия спектакля – ВСЕГДА.
- до революции (купцы и урядники),
- во время революции (комиссары с маузерами),
- в светлом будущем (рабочие в серебристо-белых костюмах, космические шлемы, серебристый автомобиль и прочая футуристическая атрибутика из фильмов Александрова «Цирк» и «Светлый путь»),
- после революции (лагеря, вохровцы, осветительные вышки). Кстати о вышках - в самой первой сцене, когда освещен только вагон-клетка две темные вышки кажутся имперскими колоннами, когда же включается полный свет обнаруживаешь, что за силуэты ангелов наверху принял прожектора.
- в годы застоя (несколько сцен проходят на фоне задника – многоквартирного дома, унылого индустриального инкубатора для строителей развитого социализма, да и смена поколений наглядна - наследник "сталиниста" Бориса Тимофеевича вялый Зиновий Борисович – типичный партократ-портфельщик). На фото в буклете - другой исполнитель роли Бориса Тимофеевича (Шагдар Зондуев), его восточный облик привносит в постановку дополнительную отсылку ко временам Золотой Орды.
- в тоталитарном сегодня – на руинах империи. Катерина и Сергей снова идут в лагерь («из Сибири в Сибирь», как пел Высоцкий, Сибирь начинается сразу же за восточной границей Польши, весь Мценский уезд это сплошная «Сибирь»).

Спектакль заглядывает и в ближайшее завтра. Главным героем последнего действия, «лучом света в темном царстве» оказывается вовсе не Катерина (которую сам автор назвал «лучом света») и не Старый каторжник.
Главный герой - учитель-нигилист (из сцены в полицейском участке).
Этот герой настолько важен режиссеру, что представлен сразу в двух лицах – в качестве гнилого интеллигента-прихлебателя (в очках и в шляпе), привязавшегося к Сергею (в буквальном смысле привязанного, за веревку), и в качестве революционера.
Революционера, как самого опасного преступника, держат отдельно в специальной клетке, он там читает какие-то книжки, видимо вынашивает замысел новой революции, а дальше все пойдет по тому же кругу - революция, комиссары, лагеря, застой, руины. Заколдованная страна. Хорошо хоть, что живут "на мценщине" одни мерзавцы (что народ, что начальство, что «прослойка» - все стоят друг друга), а то было бы очень жалко.

Режиссер мастерски работает с временнЫми пластами, оркестр звучит максимально контрастно, сценография добавляет космичности, на заднике какие-то звезды-галактики. В одном эпизоде там же среди звезд мечется гигантская тень дирижера (такова музыка небесных сфер, с чего люди решили, что она сладкозвучна?).
А потом там на заднике оказывается бледный шар – похоже на Луну, но может быть это как раз Земля, а действие происходит на Луне?

Приспособленчество вместо творчества.

Самый большой прокол постановки обнаружился в буклете. Вступительная статья доктора искусствоведения – редкостный образец вульгарно-политической критики. Опера Шостаковича названа полуудачей, композитора обвинили в том, что он пытался пристроиться к «генеральной линии партии» и испортил первоначальный резко-сатирический замысел народными сценами, высветлил образ главной героини. Честно говоря, не ожидал, что эту оперу можно атаковать слева, фактически обвинять автора в недостатке чернухи, в том что автор отклонился от генеральной линии другой «партии» (партии намного более живучей, чем ВКП(б), той уж давно нет, а эта досуществовала до наших дней).
Статья – достойная пара к знаменитой статье газеты «Правда» «Сумбур вместо музыки» (также приведенной в буклете) и приписываемой Сталину. И честно говоря, в позиции доктора искусствоведения 21-го века я вижу меньше логики, чем в позиции Сталина 30-х годов. Музыка и сейчас производит впечатление радикально экспрессивной, что уж говорить о тех временах, неискушенного слушателя она вполне могла шокировать, а вот специалисту стыдно не услышать в переходе от сатиры к трагедии величие замысла, а не банальное приспособленчество.
К тому же тогда дело было не только в личном вкусе Главного Зрителя, в судьбе оперы Шостаковича наглядно отразился глубинный поворот в истории СССР от идеи коммунистической страны будущего (отечества рабочих и крестьян всего мира), чему соответствовало левое футуристическое искусство, к идее советской империи, построенной на консервативно патриотических принципах народности, преемственности и позитивных ценностях. Поэтому произведение, которое перед самым поворотом уже успели провозгласить главным достижением нового советского искусства, вдруг оказалось «левацким» и вредным.
В любом случае, если произведение подвергается идеологическому поношению и слева и справа, значит оно действительно попадет не в бровь, а в глаз, по-настоящему глубоко проникает в природу человека.
Tags: театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments