Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Вечер театрала. «Индастриал Троватор», часть 2.

*
Вчера завершил День Театра тем же, чем и начинал (начало здесь) - досмотрел «Трубадура».

«ТРУБАДУР», Р.Карсен, ФЕСТИВАЛЬ в БРЕГЕНЦЕ, Австрия, 2005г. (10)

Постановка Карсена – гремучая смесь нефти и крови, огня и пепла.

Декорация Штайнера (исполинская буровая платформа) – красный клещ, присосавшийся к нефтяным месторождениям. Крейсер, причаливший к туземным берегам, величественный, как средневековый замок – высокие стены и ров с водой защищают крестоносцев от крестьян-туземцев.
Перед вторым действием между декорацией и авансценой, где появляются туземцы-повстанцы-беженцы, действительно вырастает стена. Такие стены ограждают империи от набега варваров (с севера – китайскую империю, или с юга - американскую). Когда в партитуре второго действия звучат удары по наковальне, на сцене повстанцы бьют в стену прикладами.
А ров эффектно используется во второй сцене (красавица Леонора собирается бежать из охваченной восстанием страны, появляется граф и требует, чтобы она осталась с ним, в качестве «аргумента» его сопровождает взвод спецназа, но у соперника находится свой контр-аргумент, более крутой - с верхних этажей на канатах спускается отряд Манрико, он отбивает девушку и эффектно увозит на катере по каналу между авансценой и оркестром, катер он экспроприировал у графа).

Борьба за трубу.

И встал трубач в дыму и пламени,
К губам трубу свою прижал -
И за трубой весь полк израненный
Запел "Интернационал".
А он, ведь он - все дело в чем! -
Был настоящим трубачом.


Соперничество двух героев оперы (графа и трубадура) переведено в плоскость социально- и национально-освободительной борьбы. Уверен, что композитор не стал бы возражать против такого разворота и заземления рыцарского сюжета, заземление превращает условную мелодраму в подлинную земную народную драму, что соответствует подлинному драматизму музыки.
Граф – владелец нефтяной трубы, Манрико – вождь повстанцев. «Уго Чавес» только вместо красной рубахи пулеметная лента через плечо. А точнее – «Че Гевара», ведь Манрико – выходец с той стороны (похищенный в младенчестве брат графа). Вампучно-мелодраматическая история происхождения трубадура в контексте постановки Карсена становится метафорой перехода «лучших представителей» золотого миллиарда на сторону угнетенных миллиардов. И одновременно подчеркивает двойственность героя – мужественный борец и сладкоголосый тенор, облако в штанах ("Че-бурашка").
Соперничество происходит сразу по двум смысловым линиям - «за нефтяную трубу» и «за Леонору». Манрико так не может решить, что же ему дороже - справедливость или Леонора.
На фоне схватки за энергоресурсы частные переживания обесцениваются. На фоне индустриальной декорации, выразительно натуральной, персонажи и их любовные страсти выглядят мелкими. Зато замечательно смотрятся массовые сцены – хор повстанцев во втором действии и парад с показательными выступлениями спецназа в третьем действии. К тому времени над озером уже спускается ночь и завершающее парад факельное шествие смотрится очень эффектно.
Единственная (из центральных персонажей оперы), кто выглядит и звучит внушительно, соразмерно декорации, хорам и массовым сценам – Азучена (Марианна Корнетти). Использован народный архетип Родины-матери-земли (можно вспомнить харизматические кинообразы времен второй мировой войны или, ближе к нашим дням, Галину Вишневскую в «Александре» ). Такой акцент на Азучену Верди наверняка бы одобрил (он считал именно ее главной героиней оперы), а вот режиссер, к сожалению, не довел эту линию до финальной точки.
В последнем действии Азучена уже не так выделяется, четверо главных героев блуждают по пустым и полутемным переходам, галереям и лестницам, словно заблудились в лабиринте палуб индустриального ковчега, терпящего крушение.
На последних аккордах, когда граф узнает, что выстрелил в родного брата, по всему периметру декорации взрываются огненные факелы. Потом огонь гаснет и в ночи остается черный силуэт сгоревшего ковчега и легкий дымок над ним.
Tags: театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments