Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«По всей земле пройти мне в кедах хочется» ;-)

.
”ЗАМОК”, Ю.Любимов, ТЕАТР НА ТАГАНКЕ, Москва, 2008г. (3)

Понравилось, что в качестве землемера в «Замок» Кафки направили обычного нашего туриста (советского или пост-советского).
Андрей Смиреннов и выглядит и ведет себя вполне по-нашему – ветровка, рюкзак, поролоновый коврик скручен валиком, у него уверенный грубоватый голос и здоровая настырность человека, который знает, чего хочет.
А что? Турист тоже в каком-то смысле «землемер». Даже в самом буквальном смысле, он «меряет землю» кедами, может быть собирает «сказки, легенды, тосты» (для прикола можно было и Шурика в этот спектакль вставить), может быть ищет Шамбалу или пытается проникнуть в загадочный Замок.

Еще понравился сам Замок.
Образ идеального порядка, симметрии, гармонии (гармонии небесных сфер).
А с другой стороны очень похоже на большую клетку для птиц.
Понятно, почему именно так должно выглядеть идеальное место с точки зрения землемера – в такой конструкции всё обустроено по законам математики - вычислено, измерено и разделено на равные отрезки, грани, ребра.
Но почему вольный, как птица, турист так стремится в клетку? Загадка вполне кафкианская.

Еще очень понравился один абзац из сопроводительного текста в программке. Про «тщетность попыток проникнуть – куда? – душа ли это странствует в поисках спасения, разум ли в поисках истины, человек ли в разрешении той заботы, что гнетет его? Да и есть ли он, это вожделенный или потерянный рай?». Не единственно возможное, но очень убедительное обьяснение того, что написал Кафка.
И спектакль с самого начала предъявляет зрителю два точных смысловых полюса – землемер-турист и замок-клетка. А также перекресток дорог и турникеты (образ который отлично вписывается в смысловую конструкцию). Турист связан с образом дороги (и бездорожья), землемер – тот, кто проводит по земле линии (дороги), и тот, кто ставит на дорогах турникеты.

Режиссер стремится постичь роман и выстроить спектакль точно также, как землемер пытается проникнуть в Замок и выполнить свои профессиональные обязанности – обустроить землю.
В каком-то смысле Замок, висящий над сценой, это образ идеального спектакля – гармоничного, симметричного, с актерами звездочками ровно сверкающими, каждый в своем узле конструкции.

И на пути землемера и на пути режиссера возникает одно и то же препятствие – Деревня, расположенная у подножия Замка.
Местные жители, туземцы – вот главная помеха для путешественника.
Работники театра, актеры и вспомогательный персонал – вот главная помеха для режиссера, который пытается с помощью несовершенных исполнителей воплотить идеальную умозрительную конструкцию.
Обитатели деревни выступают в роли посредников между героем и Замком, навязываются ему в помощники, проводники, шпионят за ним, соблазняют, отвлекают, дают советы, играют роль испорченного телефона.
В результате усилия туриста ни к чему ни приводят, сколько он ни старается, дальше Деревни продвинуться не может, он даже меняет профессию и устраивается на работу ночным сторожем (можно вспомнить про «поколение дворников и сторожей», про привратника в романе «Процесс», а также подумать над тем, что сторож, человек стоящий у турникета или шлагбаума, это антипод туриста).
Режиссер, также как и землемер, увяз у подножия и к цели не пришел, чем дальше тем больше он теряет смысловую нить и скатывается в привычную колею. Спектакль постепенно становится похож на типичную пост-советскую таганку – коротенький коллаж из драматических, музыкальных и пластических сцен. Вместо идеально слаженной конструкции мы видим актеров, послушно отрабатывающих режиссерские задания, хаотичный по стилю набор сцен, иллюстрирующих сюжетную линию.
Один проницательный зритель после спектакля сравнил Кафку в пересказе Любимова с Карузо, которого Рабинович «напел по телефону». По нотам может и верно, но очень далеко от заявленной в романе (и в начале спектакля) смысловой линии.
В финале все актеры хором исполняют аллегорическую песню о свободе. Видимо, «свобода» это универсальный ответ на все вопросы, универсальная отмычка от всех замкОв, универсальный пропуск во все зАмки.
Спектакль завершается не вопросом, как роман, а ответом.
По-моему, такой ответ тривиален, вырожденное решение задачи (0=0). Категория «свободы» совершенно неприложима к заявленной постановке вопроса, если только автор не собирается освободить душу от поисков спасения, разум - от поисков истины, а человека - от забот.
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…