Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

"Гамбит Райкина".

*
"ДОХОДНОЕ МЕСТО", К.Райкин, "САТИРИКОН", Москва, 2003г. (8)

Островский переодет в стильное европейское платье, краски приглушены (изобразительный ряд почти черно-белый - простая белая рама, черный фон, белый пол, костюмы серебристых оттенков) - настоящая драматургия только выигрывает от "переодевания". Образы доведены до гротеска. Краснорожий Белогубов (Сергей Климов), важный лилипут Юсов (Алексей Якубов). Особенно "вкусно" приодели вдову Кукушкину (Анна Якунина) - хриплый командирский голос, черные сапоги и серебристые брюки-галифе. Жаль только у режиссера и актрисы не хватило вкуса на весь спектакль, во втором действии стильный образ совершенно разрушается, актриса долго бегает по сцене в подштаниках, спетакль на какое-то время откатывается к антрепризным приемчикам "раннесатириконовского" стиля. В первом действии режиссеру удавалось развлечь публику с большим мастерством и вкусом - великолепно поставленным танцем Юсова в трактире. Здесь, как и на протяжении всего спектакля, замечательно работает массовка - студенты из «Страны любви» (с курса К.Райкина в Школе-студии МХАТ).
Лахин (Вышневский) и Якубов (Юсов) играют так сильно и убедительно, а Суханов (Жадов) так жидок и неубедителен, что драматический конфликт не возникает. Публика принимает все рассуждения чиновников, "умеющих жить" и не проявляет никакого сочувствия к нелепым "проповедям" идеалиста. Не думаю, что это сознательное режиссерское решение, скорее актерский провал. Роль правдолюбца Жадова сейчас очень трудно сыграть, к тому же Денис Суханов и в "Шантеклере" мне показался неубедительным цыпленком, а не петухом. Здесь он появляется этаким завитым франтом-вертопрахом и похоже сам не верит словам, которые произносит. Получается "игра в одни ворота" или "игра в поддавки".

К счастью Островский выручил Райкина и подготовил в пьесе вторую линию обороны (на случай провала первой :-). Шахматные "поддавки" оборачиваются "гамбитом". Знамя, выпавшее из рук Жадова, подхватила жена Вышневского (эту роль отлично играет Марина Кангелари). Сцена между супругами Вышневскими начинает спектакль и сразу появляются два "ружья": 1) муж упоминает о сомнительной сделке, которую провернул, чтоб деньгами "купить" расположение жены, 2) жена получает сомнительное любовное послание. Оба "ружья" выстрелят в финале и разрушат устойчивую жизнь. Все-таки мир где "все схвачено, за все заплачено" оказывается не таким прочным, как кажется во время "игры в поддавки" с Жадовым. За деньги нельзя купить любовь (не любовь "чью-нибудь", а любовь вот этой единственной женщины), за деньги нельзя купить стабильность ("сколько веревочка ни вейся") в один миг всесильный чиновник и столп общества теряет все и оказывается под судом. Единственный (зато очень интересно и разнообразно обыгранный) элемент сценографии - мебель (стулья, столы, диваны) во время гоголевской "немой сцены" в финале отрывается от пола и повисает в воздухе. Возникают прямо-таки библейские ассоциации "ты взвешен на весах и найден очень легким".
=====
В 2009 году была выпущена вторая редакция спектакля, отклик здесь - http://lev-semerkin.livejournal.com/283214.html
Tags: театр
Subscribe

  • Чик Кориа (1941-2021)

    . Его частная жизнь была предельно закрытой, непубличной. Его уход - завершение частной жизни, об этом сообщили только через два дня на странице в…

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments