Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Русские идут!

.
”СВАДЬБА ФИГАРО”, Д. Бертман, ГЕЛИКОН-ОПЕРА, Москва, 2007г. (6)

По сравнению с «Севильским цирюльником» смотрелось вполне пристойно. На этот раз Бертман не мелочился, работал по-крупному, не стал перегружать постановку обилием режиссерских завитушек. На сцене нет мельтешения, массовка появляется несколько раз и всегда по делу, декорация миниатюрная (кукольный замок), стоит устойчиво, не заваливается набок как в «Цирюльнике» и оставляет больше места для действия, к тому же режиссер наконец то вспомнил про второе пространственное измерение - использовал глубину сцены, а также «карман», расположенный справа от сцены, и даже зрительный зал.
Сначала «карман» открывается во время увертюры для показа краткого содержания предыдущей серии. Но еще более интересно он используется во втором действии, ария Сюзанны поставлена как кошмарный сон ревнивого Фигаро. По сюжету сразу после монолога о неверности женщин, Фигаро слышит, как Сюзанна поет арию «Приди, мой милый друг» и представляет, что она адресована графу. В качестве иллюстрации в кармане разыграна сценка - Сюзанна принимает и ублажает графа.
Этой сценой в спектакле начинается пир режиссуры. Следующие ночные сцены по сюжету происходят в темноте и Бертман находит часть театрального пространства обладающую наибольшими «запасами темноты» – это зрительный зал. Замечательная находка – персонажи в темных плащах бродят по проходам, в темноте натыкаясь на зрителей. Зрители могут различать артистов только по голосам, вся путаница и игра в «обознатушки» ставится очень наглядной и театрально выразительной.

Слушалось тоже пристойно, по крайней мере в опере был главный герой - Фигаро, а это уже половина успеха. Понравился и оркестр и хор. В вокальном отношении слабее всех была Сюзанна, но и это в каком-то смысле работало на общий замысел, на образ безголосой и развязной современной дурочки вполне в новорусском вкусе («она работала в бутике в Бирюлево»).
Новорускую тему режиссер все-таки передал от первого спектакля второму как эстафетную палочку, или гиперссылку, связавшую оперы Россини и Моцарта в дилогию. После «Цирюльника» я надеялся на продолжение истории русской служанки доктора Бартоло – думал, что она потом окажется Сюзанной из «Свадьбы Фигаро» ( Розина вполне могла взять ее с собой в дом графа). Однако Бетрман поступил хитрее, на этот раз русской оказалась Марселина (видимо у доктора Бартоло слабость к русским женщинам). Марселина, как и служанка Берта в «Цирюльнике», поет часть своей партии по-русски.
Таким образом в жилах Фигаро оказывается русская кровь – и это главная его характеристика. Фигаро голосист, развязен, брутален, ревнив, одевается в черную кожу.
Идея «победы нового русского над вялыми европейцами» на самом деле отлично вписывается в сюжет Бомарше о победе простолюдина над аристократом. Режиссер делают победу особенно наглядной, в финале аристократ Альмавива благородно раскаивается, Розина, не менее благородная, его прощает (еще одна отлично поставленная мизансцена-идиллия: коленопреклоненный граф у ног графини в «лунном» свете прожектора, белый круг на фоне темно- синего занавеса. Однако примирение с женой это последний успех графа, под заключительный ансамбль Фигаро выкупает у него замок и вселяется туда с молодой женой, а граф под ручку с графиней уходят прочь, как Гаев с Раневской в финале «Вишневого сада».

Вслед двум частям истории Фигаро напрашивается продолжение, ведь Бомарше написал драматическую трилогию. К сожалению не знаю написана ли опера на сюжет третьей части («Преступная мать» не имела такого сценического успеха, я видел только одну постановку – Бориса Морозова в Малом театре с Бочкаревым в роли Фигаро). Но если такая опера существует, Дмитрий Бертман наверняка ее раскопает, он любит угощать зрителя забытыми произведениями.
Tags: театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…