Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Жизнь прекрасна. Часть 3.

*
"СКРИПКА РОТШИЛЬДА", К.Гинкас, ТЮЗ, Москва, 2004г. (8)

Жизнь прекрасна.

За "прекрасность жизни" в спектакле отвечает дерево. В рассказе Чехова упоминается "широкая старая верба с огромным дуплом, а на ней вороньи гнезда". Художник Бархин вместо вороньих гнезд разместил наверху скворечник. Огромное дерево стоит в глубине сцены и поначалу скрыто от глаз зрителей частоколом гробов на первом плане. К середине действия первый план расчищается и дерево подсвечивается прожектором сбоку, на заднике из черной материи ясно видны солнечные лучи. Дерево было свидетелем самых счастливых минут в жизни героя, когда он гулял по берегу с молодой женой (актриса снимает старушечий платок и на мгновение депрессивное настроение спектакля сменяется светлым). В финале дерево принимает героя в дупло, прозревший Яков (В.Баринов) словно возвращается в лоно природы (рифмой смерть-рождение заканчивался и "Черный монах" - Коврин умирал в позе зародыша).

Скрипач на крыше. Ворон на дереве.

Игорь Ясулович играет две роли - никчемного суетливого Ротшильда (шестерку, мальчика на побегушках) и "скрипача на крыше" (может быть того же Ротшильда через много лет, уже не последнего флейтиста, а первого скрипача). Скрипач забирается на крышу деревянного дома и играет на пиле, потом он залезает на дерево и сидит там как большая черная птица (ворон), а во время монолога Якова характерным жестом "разводит руками" или взмахивает крыльями. Этот образ задает в спектакле взгляд автора (Чехова, Гинкаса, традиционной народной мудрости), взгляд старого ворона сидящего на дереве и наблюдающего как никчемно проходит жизнь людей, только в редкие мгновения соприкасаясь со своей истинной, прекрасной сущностью. И в эти мгновения рождается музыка, такая какую Яков играл в последний день и передал Ротшильду вместе со скрипкой, музыка от которой слушатели плачут и говорят "Ваххх!".

Спектакль Камы Гинкаса "Скрипка Ротшильда" не так прекрасен, как музыка Якова Иванова и рассказ Антона Чехова. Прекрасная театральная гармония возникает только в редких эпизодах и образах - пунктиром, а в остальном - читка текста. Первые две части трилогии "Черный монах" и "Дама с собачкой" были совершенны, досадно, что удержать такой уровень до конца режиссер не смог. Почему? Моя гипотеза - символическая. Во всем виноват Йельский Университет. Спектакль сделан на экспорт и возможно поэтому режиссеру пришлось отказаться от единства места действия в трилогии (на балконе ТЮЗа) и поставить спектакль в обычном пространстве сцены. Мельпомена не простила измены. А какие возможности открывались при постановке "Скрипки Ротшильда" на балконе! Как интересно могли бы Гинкас, Бархин и Фильштинский и на этот раз обыграть провал зрительного зала! Увы, этого мы не увидим.
=======
ред.18.04.05
Tags: театр
Subscribe

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments