Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«КЛОП», Ю.Бутусов, ТЕАТР им.ЛЕНСОВЕТА, Санкт-Петербург, 2000г. (7)

*
Юрий Бутусов сделал из фельетонной пьесы Маяковского (написанной на злобу дня давно минувшего) спектакль яркий и неглупый. Придуман интересно и сыгран азартно. Вот только финал подкачал, концы с концами совершенно не сошлись, то ли ресурсов пьесы не хватило (как ни перекраивай, ничего не выкроишь), то ли фантазии постановщика, то ли времени, чтобы свести все частные придумки в единое целое.

Смотреть – одно удовольствие. Театральное наслаждение начинается сразу, с занавеса.
Кроме основного, обычного театрального занавеса в спектакле есть дополнительный, необычный занавес – большой кусок белой материи (типа парашютного шелка). Во время увертюры (спектакль начинается со звуковой увертюры, сначала просто таинственные звуки, потом «Время, вперед!» Свиридова) занавес лежит на сцене и что-то под собой скрывает. Под занавесом угадывается некий прямоугольный предмет ( может быть это коробочка Максудова?), там под занавесом происходит какое-то шевеление, там бурлит какая-то жизнь – то ли белая биомасса («биомасса масс»), то ли "призраки прошлого" под простынями. Зритель сразу захвачен тайной, что же там за жизнь (была во времена Маяковского)?
Занавес приоткрывается, под ним – жизнь рабочей общаги. Три пролетария – руки «трудовые», в красных мозолях перчатках. Один из пролетариев (Константин Хабенский) - бос. Ботинки утащил сосед, про него и речь. Трое рабочих обсуждают отсутствующего Ивана Присыпкина, который оторвался от масс и превратился в Пьера Скрипкина.

А предмет под занавесом оказался роялем.

Во второй сцене («уроки изячных манер» Олега Баяна) появляется сам герой (Михаил Пореченков).

«Время, вперед!» сменяется сладкими песенками Петра Лещенко. У Присыпкина повязаны на шее сразу два галстука и «фокстрот с выходом». Вот в этой сцене, вполне концертной, Маяковский ухватил и выразил «константу социального бытия»: все новоиспеченные хозяева жизни ( от мольеровского «Мещанина во дворянстве» и «Госпожи министерши» Нушича до «гегемонов» 20-х и «новых русских» 90-х ) хотят «изячных манер». И бешенный спрос рождает предложение. "Пролетарии умственнного труда" удовлетворяют спрос лег-ко.
У Олега Баяна нет красных перчаток, зато у него красные ботинки – учитель танцев «работает ногами», но еще больше он "работает языком" - настоящий Баян.

Георгий Траугот в роли Баяна – главное актерское украшение спектакля. Он одновременно два урока дает – урок изячных манер Присыпкину и мастер-класс пролетариям умственного труда, сидящим в зале, на тему «как обслужить клиента». Да и третий урок – урок актерского мастерства.
Баян управляется с Присыпкиным лихо, шутя-играя, то вдохновляясь и любуясь собой, то чуть скучая, через губу. Вот она сила слов, вот она власть хорошо подвешенного языка – как назовешь, так и будет!

Затем идет третья сцена – поездка по магазинам. Хабенский перевоплощается в будущую тещу, рояль - в тройку.
«Русь, куда несешься ты?»
- по магазинам, закупать водку к свадьбе.
Кто-то написал, что в несущейся тройке Гоголя сидит жулик Чичиков. А здесь в тройке сидит Присыпкин.

Первые три сцены поставлены и сыграны ударно. Как вкусно подаются реплики, как точно поставлены танцы, какая цветовая гамма (красные пятна на черно-белом фоне) !
А потом начинаются проблемы.

Занавес сгорел.

Свадьба оканчивается пожаром. В следующих сценах занавес – тот же кусок материи, только черный. И снова Русь куда то несется, только это уже не тройка, а автомобиль, ведь мы попадаем в будущее (1979 год). Все тот же хор из трех пролетариев обсуждает на этот раз «избирательные технологии» (зачем?). К этому моменту спектакль начинает отчаянно буксовать и рассыпаться на глазах.
Tags: Бутусов, театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…