Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

“SECRET WORLD”, Peter GABRIEL & Robert LEPAGE, 1994. (10)

*
Программа “Secret world”, поставленная в ‘94 году для концертного турне в поддержку альбома “Us”, это первая мозговая атака на зрителя, предпринятая Питером Габриелем совместно с канадским режиссером Робером Лепажем (второй мозговой атакой был их следующий совместный проект “Growing up” 2002 года).

Гантеля.

Пространственное построение спектакля развивает идеи примененные Лепажем в «Трилогии драконов». Сценическая площадка представляет собой «гантелю». Две сцены, соединенные перемычкой-дорожкой. В «Трилогии» на одной из сцен стоял уличный фонарь, а на другой - будка, над будкой был прямоугольный экран (звездное небо в первой части трилогии, табло аэропорта в последней). Здесь одна из сцен – обычная концертная сцена прямоугольной формы, а другая – круглая, выдвинута в середину стоячего партера. На основной (первой) сцене тоже есть будка –английская телефонная будка красного цвета (та самая с короной вверху). Над будкой тоже есть экран, только намного более технологичный, чем в «Трилогии» – он поворачивается вокруг своей оси, опускается на сцену, используется не только для показа видеосопровождения (как на обычных концертах), но и как теневой экран, также туда переносится изображение сверхкрупных планов лиц музыкантов, когда они исполняют «Digging in the dirt» с миниатюрными фонариками укрепленными на голове.
В «Трилогии драконов» перемычка между сценическими площадками была засыпана мелкой галькой – песком, в “Secret world” другая метафора – дорога/река. Посередине дорожки установлен транспортёр. Человек не переходит, а переправляется со сцены на сцену, будто на лодке с острова на остров (песня “Across the river”).
Две сцены – это простая метафора раздвоения единого и диалога между половинками.

In this house of make believe
Divided in two, like Adam and Eve

Peter Gabriel “Secret world”

Диалог.

Одной стороной в диалоге почти всегда выступает сам Питер Габриель - «я», «человек», «персона».
Я и другие, я и женщина, я и режиссер, я и чужестранец, я и природа.
Я (певец) и другие (публика).
Я (мужчина) и женщина (певица Паула Коул).
Я (европеец) и чужеземец (скрипач Шанкар).
Я (артист) и режиссер (Лепаж), ведь данный спектакль - результат диалога двух авторов.

Две сцены вступают в диалог, обмениваясь репликами-образами. Прямоугольная сцена – мужская, открыта публике только с одной стороны. Круглая сцена – женская, открыта со всех сторон. Выдвижение певца или всех музыкантов с мужской сцены на женскую означает приближение к публике, другую степень контакта.
На сценах появляются центральные, знаковые объекты – будка телефона-автомата и дерево, которые тоже вступают в диалог между собой .
Красная телефонная будка, возникающая из-под прямоугольной сцены –это символический обьект очень часто используемый как символ Британии, британской цивилизации, «запада» и «цивилизации» вообще (сходу могу вспомнить спектакль Генриетты Яновской «Свидетель обвинения» или обложку альбома Porcupine Tree “The sky moves sideways”, где красная будка сюрреалистически внедрена в скалистый пейзаж).
На круглой сцене – точно также «из под земли» появляется дерево. Сначала оно используется в качестве декорации к песне “Shaking the tree”, но еще более значимо его присутствие в следующей песне – “Blood of Eden”. Питер Габриель поет дуэтом с Паолой Коул, они несколько раз обходят вокруг дерева, касаются ветвей руками – вот и образ «райского сада» готов.

На поводке.

Концерт начинается сразу с диалога – телефонного. Под гудки телефонного вызова на пустой сцене появляется (вырастает из-под земли) телефонная будка. В ней находится певец – заключенный, как в клетку, в тесный маленький обьем посреди большого обьема сцены. Метафора максимальной закрытости. Первую песню (“Come talk to me”) он начинает петь по телефону (в телефонную трубку), а абонент (певица) стоит на второй (женской) сцене, так возникает первый диалог. Певец освобождается - выходит из будки, идет по направлению к собеседнице, по дорожке ко второй сцене, но оказывается все равно привязан к будке телефонным проводом, сначала провод – поводок отпускает Габриеля на довольно-таки большой расстояние, но потом телефонный шнур начинает втягиваться обратно и вместе с ним втягивается обратно в будку и человек («собака на поводке» – образ был впоследствии использован в другой постановке Лепажа – «Проект Андерсен»).

secret world = real world

Программа названа “Secret world” по названию последней песни с альбома “Up”, что рифмуется с названием компании Габриеля Real world.
Во время исполнения этой песни становится окончательно ясна концепция спектакля – путешествие в тайный мир Питера Габриэля, недаром его показывают со всех ракурсов, и одновременно движение артиста вперед, к публике. Цель всех диалогов – познание того, что скрыто, подлинного «реального» «тайного» мира. Музыканты на сцене – идолы, звезды, отделенные от простых смертных. Они раскрываются, когда выходят из сценической рамки.

Самые эффектные трюки и метафоры припасены для финала. Когда исполнение “Secret world” заканчивается, на транспортере появляются сумки и чемоданы, движутся один за одним, как в аэропорту. Последний самый большой чемодан подьезжает к прямоугольной сцене, транспортер останавливается, Габриель надевает пальто, берет чемодан и уходит вперед по перемычке, там он ставит чемодан на землю, раскрывает и туда в чемодан (на самом деле под сцену) спускаются все музыканты по очереди. Габриель закрывает чемодан и выносит его в центр пустой круглой сцены и в этот момент она накрывается полусферическим колпаком. А когда колпак поднимается на бис, под ним уже стоят все музыканты с инструментами и исполняют “Don’t give up”.

На последнем бисе ("In your eyes") наступает полный real-world, апофеоз открытости world-music, когда группа африканцев присоединяется к основному ансамблю и так очень полиэтничному (Ману Катче – ударные, Тони Левин – бас, Дэвид Роудс – гитара, Шанкар – скрипка, Жан-Клод Наимро – клавишные, Паола Коул – вокал, Левон Минасян - дудук) – все поют и кружатся в танце.

Третья мозговая атака.

Для полноты исследования пространства Габриелю и Лепажу хорошо бы сделать и третью программу, чтобы, как и в шекспировской трилогии Некрошюса («Гамлет» - «Макбет» - «Отелло») были освоены все три пространственных измерения, три оси координат: поперек сцены (со сцены в зал), над сценой (со сцены верх), вдоль сцены (из кулисы в кулису). Спектакли направленные «вверх» и «вперед» Габриель уже сделал, осталось направить спектакль «вбок». Третий (пока не реализованный) вариант организации сценического пространства может быть самым простым и близким к традиционному пространственному решению концерта – можно поставить две одинаковые по размеру сцены-близнецы и соединить их мостом (чтобы не повторять перемычку из «secret world»).
Tags: Лепаж, музыка, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments