Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Встреча в антракте глюка.

.
”ORFEO ED EURIDICE”, C.W.Gluck, 1762 / MBO, K.Richter 1967. (10)

В этот раз встретил новый год в антракте оперы «Орфей и Эвридика». Первые два действия послушал 31-го декабря 2007 года, третье действие – 1-го января 2008 года.

Впечатления от антракта – здесь , а от оперы - впечатление грандиозное.
Запись – совершенно замечательная, с двумя важными особенностями.
1. Играет Мюнхенский Баховский хор и оркестр под управлением Карла Рихтера. В соответствии с названием они специализировались на исполнении музыки Баха и в этом деле не знали себе равных. Когда слушаешь, как они исполняют оперу, лучше понимаешь единство музыки и условность границ между музыкальными жанрами. «Орфей» не очень то похож на оперу, действующее лицо там фактически одно (Орфей) и два эпизодических (Амур и Эвридика), действия мало. На слух очень похоже скажем на «Страсти по Иоанну» Баха или «Времена года» Гайдна - произведения полусценические, содержат драматический элемент (персонажей и сюжет) и следовательно поддаются театрализации.
Традиции режиссерских постановок подобных сочинений еще нет, но попытки и очень успешные уже появились (музыкальные сочинения не предназначенные для театральных постановок ставили Васильев, Марталер, Уилсон, Лепаж).

2. В партии Орфея – баритон Фишер-Дискау. На премьере в Вене эту партию исполнял кастрат Гаэтано Гваданьи, а наши дни в связи с отсутствием достаточного количества кастратов исполняют певицы (контральто). Честно говоря, не знаю почему оказалась возможна замена кастрата на баритона и насколько часто это делают (ведь в старинных операх очень много таких высоких мужских партий, почему бы не дать какому-нибудь молодому баритончику спеть, скажем, Керубино в Свадьбе Фигаро), однако результат мне очень понравился, Фишер-Дискау поет прекрасно, по мужски и это ближе к естеству.

Кроме того, очень естественно звучит хор. У рихтеровского хора есть еще дополнительное фирменное достоинство. Звук идет не монолитно, а каскадом, словно спускается по ступеням, словно певцы вступают не одновременно, а каждый со своей небольшой задержкой. Это приближает запись к естественному звучанию большого хора, не идеального инструмента, а живого организма со своим дыханием, составленным из дыханий разных людей, поющих вместе.
Tags: музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments