Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Взгляните на птиц небесных… (Мф.6,26).

*
”КВАРТАЛ ТОРТИЛЬЯ-ФЛЭТ”, Дж.Стейнбек, США, 1932г. (8)

”ПРАВДИВЕЙШАЯ ЛЕГЕНДА ОДНОГО КВАРТАЛА”, В.Иванов, ТЕАТР им.ВАХТАНГОВА, 2007г. (6)

Мог получиться прекрасный спектакль, а получился неплохой. Посмотреть стоит, а главное – стоит после спектакля прочесть первоисточник. Книга и сама по себе очень хороша и помогает достроить спектакль, хотя бы в воображении.
В книге Стейнбека очень интересный первый план – описательный, этнографический - очень колоритный. Обьект описания – пайсано, горячая южная смесь выходцев из Испании, Италии и индейцев, живут в Калифорнии.

Чтобы самоопределиться, страна ищет своё-иное. Пайсано Стейнбека играют роль, которую обычно в американской культуре играют индейцы (от Фенимора Купера до Олтмана - ”Буффало Билл и индейцы” и Джармуша - ”Мертвец”).

Необычна авторская интонация - очень консервативный подход к предмету (к этим самым «пайсано»), подход - феноменологический, как с социальному и национальному феномену. Автор не хочет делать им рекламу, не призывает пожалеть, помочь, немедленно вмешаться и ликвидировать социальную несправедливость, тем более не осуждает паразитов-бездельников-пьяниц. Он смотрит и удивляется, восхищение перемешано с иронией, социалистическое (точнее говоря, антикапиталистическое) с христианским (пожалуй, самая лучшая сцена книги – та, где собаки увидели Святого Франциска). Пайсано - католики и плохо вписываются в протестантский американский капитализм, живут на обочине жизни и отлично себя чувствуют не имея ни собственности, ни работы.
Рассказ о пайсано постоянно сопровождается не только отсылками к Евангелию, но и ироническими отсылками к легендам о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Идейная платформа у Стейнбека – левая. Он один из главных писателей рузвельтовской эпохи, первый успех пришел к нему как раз после выхода «Квартала» в год избрания Рузвельта президентом. Своеобразное сочетание идей анархизма и социализма на евангельской основе. То сочетание, что после Второй мировой войны активно развивалось в Европе, например в итальянском кино от Висконти до Пазолини.

«Квартал Тортилья-флэт» экранизировал в 1942 году Виктор Флеминг. Фильма я не видел, но судя по материалам imdb.com голливудизация книги была менее удачной чем нынешняя театрализация. Там усилили лирическую линию и убавили пестроту люмпенского колорита, на фотографиях из фильма герои выглядят слишком стерильно, одеты прилично, как средние американцы, никакого «пайсанизма».

В спектакле же костюмы наоборот яркие и пестрые, даже с некоторым перебором.

Евгений Иванов (сценограф и художник по костюмам) сделал лохмотья чересчур реалистичными, что во-первых мешает актерам (особенно Епишеву) лазить по декорациям, а, главное, мешает проявится масочности персонажей (дружков Дэнни), чуть больше условности и возникла бы нетривиальная ассоциация с масками из «Принцессы Турандот».
Декорация получилась лучше. Пространство поделено на две части (авансцена и поворотный круг) – в каждой части своя декорация. На авансцене – два условных дома Дэнни – слева и справа. За ними черный занавес, когда половинки занавеса сходятся , но не закрываются вплотную, в просвете образуется контур дерева.
За занавесом вся глубина и ширина большой сцены – квартал Тортилья-флэт, весь божий мир за порогом дома Дэнни. Поворотный круг превращает (пре-вращает) декорацию в жилища пайсано, край оврага и месяц в небе (от месяца – тоненькая ссылка к «Вечерам на хуторе близ Диканьки»).

Хороший режиссер Владимир Иванов, но не орел.

Режиссер все правильно сделал, но везде немного не дотянул.
Была как-то по каналу Культура встреча с Юрием Соломиным. Его спросили, почему в Малом театре не идут современные пьесы. Он ответил шуткой – современные авторы пишут пьесы на три-четыре актера, а у нас в труппе 150 человек, мы не можем такие «малонаселенные» пьесы брать к постановке.
В Вахтанговском тоже большая труппа и в программке «Правдивейшей легенды» перечислено 30 фамилий актеров.
Иванов умеет ставить спектакли во-первых многонаселенные, во-вторых, для большой сцены и в-третьих, для зрительного зала в тысячу человек, чтобы и театралы и зрители с улицы могли найти что-то для себя. Это уже четвертая его работа на большой сцене Вахтанговского театра (не считая «Фрекен Жюли», которую он доводил до премьеры), и три предыдущих («Дядюшкин сон», «Царская охота», «Мадемуазель Нитуш») идут с большим успехом. Сейчас, когда большие сцены в кризисе (с каждым годом все труднее отбирать номинантов на Золотую Маску), такое умение особенно ценно.
В данном случае режиссер применил самые сильнодействующие приемы, чтобы удержать внимание зала.
1) Кинозвезда в главной роли – Владимир Вдовиченков.
2) Дети, в том числе совсем маленькие.
3) Собака (всего одна, но настоящая)
4) Музыка, песни, танцы.
Приемы действуют безошибочно. Инсценировка очень грамотно выделила сюжетный стержень книги и перенесла акцент на Дэнни. В книге больше внимания уделено его другу Пилону, хотя главная загадка «Тортилья-Флэт» это безусловно Дэнни. Вдовиченков харизматичен и этого вполне достаточно. Компания друзей – слаженная и колоритная, пожалуй только Маслов (актер извилистой судьбы, выпускник Щукинского училища вернулся в альма матер) выпадает из ансамбля (проблему собак Пирата в спектакле решили, но сам Пират не получился).
В целом сыграно хорошо, но хотелось бОльшего, не хватает размаха, блеска.
То же и в содержательной стороне. К тексту подошли очень серьезно, не стали ничего оглуплять и разжевывать, сохранили второй – философский и иронический план. Иронический эпический план книги передали через гомеровские гекзаметры (нам более знакомые, чем легенды о рыцарях круглого стола). Но второй план не сложился в полноценную концепцию, иногда прорывается пунктиром.

В заключении - маленький тест по Стейнбеку. На кого из русских писателей похоже?

Два галлона вина - это немалое количество даже для двух пайсано.
В духовном отношении эти бутылки можно распределить следующим образом.
Чуть пониже горлышка первой бутылки - серьезная прочувствованная беседа.
Двумя дюймами ниже - воспоминания, овеянные приятной грустью.
Еще три дюйма - вздохи о былых счастливых любовях.
На донышке - всеобъемлющая абстрактная печаль.
Горлышко второй бутылки - черная, свирепая тоска.
Двумя пальцами ниже - песнь смерти или томления.
Большим пальцем ниже - все остальные песни, известные собутыльникам.
На этом шкала кончается, ибо тут перекресток и дальнейшие пути неведомы.
За этой чертой может произойти все что угодно.


Для тех, кто сразу не оценил – второй отрывок (с подсказкой).
Отрывок о друге Дэнни Пилоне (в фильме его играл – Спенсер Трейси, в спектакле – Виктор Добронравов)

Пилон шел и радовался. Решение его было твердо, нос обращен прямо в сторону Петушков дома Дэнни. Его ноги неторопливо, но безостановочно двигались в нужном направлении. Под мышками он нес два бумажных мешка, и в каждом мешке была бутылка.
Наступили лиловые сумерки - тот сладостный час, когда дневной сон уже кончается, а вечер развлечений и дружеских бесед еще не начался. Сосны на фоне неба казались совсем черными, и все предметы вокруг уже окутала тьма, но небо было пронзительно ясным, как грустное воспоминание...
Пилон был мистиком, влюбленным в красоту. Он поднял лицо к небу, и душа его воспарила к последним отблескам солнечного сияния. Тот далекий от совершенства Пилон, который хитрил и дрался, ругался и пил, медленно брел своей дорогой, но другой Пилон, исполненный светлой грусти, сияющий белизной, вознесся туда, где чайки на чутких крыльях купались в вечернем сумраке. Этот Пилон был прекрасен, и его мысли не были осквернены ни себялюбием, ни плотскими желаниями. И узнать его мысли - благо.
"Отче наш вечерний, - думал он. - Эти птицы вьются у чела отца нашего. Милые птицы, милые чайки, как я вас всех люблю. Ваши медлительные крылья поглаживают мое сердце, как рука ласкового хозяина поглаживает сытое брюхо спящей собаки, как рука Христа поглаживала головки детей. Милые птицы, - думал он, - летите к Святой Деве Кротких Печалей, отнесите ей мое раскрывшееся сердце.
Tags: литература, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments