Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«Уходишь ты» (А.Зацепин – Л.Дербенев), ВИА «АРИЭЛЬ», 1975г. ( 8 )

*
Обнаружил в рунете интересную серию статей о советских ансамблях 70-х годов.
http://www.nneformat.ru/texts/?id=1258
http://www.nneformat.ru/texts/?id=1337
http://www.nneformat.ru/texts/?id=1699
http://www.nneformat.ru/texts/?id=1700
http://www.nneformat.ru/texts/?id=1701

Очень толково написано. Кое-что я помню по-другому и по-другому оцениваю, но очень многое совпало. А особенно порадовало то, что автор удостоил отдельного упоминания одну мою любимую песню.
«Отличная техника, смелые решения и не пропавшая при этом задушевность. Баллада «Уходишь Ты» - один из шедевров ВИАшного времени.»

Песня не из самых известных, написана Зацепиным для фильма «Между небом и землей» (фильм мне совершенно неизвестный, он был снят на студии Молдова-фильм, режиссер М.Бадикяну).
Впервые услышал ее кажется по радио, а потом нашел у кого-то из знакомых пластинку (саундтрек к фильму), переписал себе на магнитофон и слушал несколько лет. К тому времени мои музыкальные вкусы полностью переориентировались на британский рок, но эту запись долго не стирал, она оставалась единственной из советских песен.

Теперь захотелось проверить чувства – скачал (http://music70-80.narod.ru/mp/VIA/Uhodish_ty.mp3) чувства совершенно не изменились.

Песня действительно хороша , удивительно тонкая и гармоничная.
Мелодия плавная и грустная. Слова отлично ложатся на мелодию (тандем Зацепин-Дербенев в самом лучшем виде), первая же строчка (роняя свет печальный) цепляет, а вторая (и тень твою качая) сочетается с плавным покачиванием музыки.
Дербенев отлично владеет и таким приемом – повторяет слова в припеве по два раза (А вьюга как нарочно / Кружится как нарочно), хор повторяет слова за солистами и два раза превращаются в четыре, припев повторяется, как мантра и вводит слушателя в транс.
Это конечно никакая не «баллада», повествовательности в тексте нет, это мгновенный снимок состояния, психологический лирический портрет на фоне ночного зимнего пейзажа.
В тексте есть один неуклюжий оборот (И не могу поверить / Что ты моя потеря), на него обращаешь внимание когда читаешь текст глазами, для стихотворения эта «потеря» не годится, но в песне сойдет, главное что заканчивается на гласную.

Аранжировка очень мягкая (обычно музыка ВИА опирается на какие-нибудь западные образцы, но тут ничего не приходит в голову, разве что битловская Something или музыка кентерберийцев, например, группы Camel - по звучанию похоже на альбом Moonmadness, но он вышел позже, в 1976 году).
Вступление – последовательность звуков, как последовательность шагов, или «следов прерывистая нить» - повторяется в финале, хороший композиционный прием.
Есть в аранжировке и один особенный штрих (из тех, что делает просто хорошую песню выдающимся образцом жанра) – партия клавишных. Не знаю, кто автор идеи, сам Зацепин или клавишник «Ариэля», а может это заслуга звукоинженера – орган звучит негромко но очень четко выделяется, летит поверх голосов и остальных инструментов. Понятно что отталкивались от текста про вьюгу (вьюга там имитируется еще и насыщенной оркестровкой), а получилась не столько фоновая звуковая иллюстрация, а самая главная звуковая краска.

«Уходишь ты» - не только один из лучших образцов, но и один из последних образцов чистого первозданного стиля ВИА. Это прощание со стилем, с 60-ыми годами (с учетом запаздывания из-за железного занавеса и инерции большой страны 60-е годы в СССР закончились как раз в 1975-м).
Очень символично, что песня очень похожа по настроению (зимнему и вечернему) на самые первые образцы – «Синюю песню» и «Сумерки» «Поющих гитар», таким образом история ВИА замыкается в кольцо.
Символично и географическое движение - началось с запада («Поющие гитары» из Ленинграда), закончилось на востоке («Ариэль» из Челябинска).

ВИА – совершенно особенное отдельное музыкальное явление. Незаконнорожденный ребенок (можно сказать грубо - ублюдок), родившийся от папы (британского рока) и мамы ( советской песни). Папа и мама встретились в середине 60-х годов и несмотря на разницу музыкальных менталитетов совпали в одном важном моменте – позитивном, светлом, солнечном настрое (если веселье, то через край, если грусть, то светлая) – это было и у Битлз, такой была и советская песня со времен Дунаевского и в 60-е годы она еще сохраняла настоящий искренний оптимизм.

Ребенок по имени ВИА прожил жизнь не очень счастливую (жил плохо, но недолго :). Папа с мамой очень быстро разошлись. Британский рок в 70-е годы утратил солнечное позитивное начало, стал взрослым, сложным и мрачным. Оптимизм советской песни стал вырождаться, энтузиазм превратился в имитацию. Родственники по отцовской линии (подпольный русский рок и ориентированные на рок слушатели) презирали ВИА, не принимали за своего.
Родственники со стороны матери (многочисленные худсоветы) тоже не принимали за своего, держали под подозрением, подстригали со всех сторон, били по рукам, а то и по голове.

Ребенок на люди рвался, а ему с двух сторон кричали – уходи! В результате история ВИА оказалась задвинута в дальний угол, заслонена подробной историей подпольного русского рока (мемуары, энциклопедии и антологии). А от всех этих «поющих ребят» с «веселыми гитарами» остались для истории лишь разрозненные интервью ( сведение старых счетов и новые склоки из-за прав на название). И еще несколько десяток песенок в довольно-таки скверном качестве. Похоже, никто не озаботился, чтобы поработать с архивом, отреставрировать, сделать ремастеринг. К тому же первичный материал был плохо записан, не было навыков писать такую музыку, не было хороших инструментов.

1974-1975 годы время "великого перелома" в истории ВИА, достаточно бегло посмотреть историю основных представителей жанра (на сайте www.popsa.info всё очень подробно изложено), чтобы убедиться. Почти все они, как по команде, вдруг начали перезагрузку, фактически прошли через смерть/рождение. «Поющие гитары» занялись оперой «Орфей и Эвридика», «Цветы» перестали вступать, «Самоцветы» раскололись на «Самоцветы» Маликова и «Пламя», «Веселые ребята» стали аккомпанировать Пугачевой, «Песняры» между вторым и третьим альбомом тоже поменяли направление, стали все больше петь по-русски и работать с Пахмутовой. С одной стороны наступала попса, а вскоре и диско появилось, с другой стороны - большие формы (оперы и концептуальные альбомы).
Впрочем, перемены состава и репертуара это внешние приметы, изменилась музыка, музыка разделилась на «до» и «после», и это слышно в песнях. В «Уходишь ты» очень хорошо слышно последнее «до».

Светлая, печальная музыка «уходит в ночь и плачет уходя» высоким звуком электрооргана, изображающего вьюгу.

А вьюга как нарочно
Кружится как нарочно
Следы все больше
Занося.

Тебя окликнуть можно
Еще окликнуть можно
Но возвратить уже нельзя…
Tags: музыка
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments