Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«Если тебе дадут линованную бумагу…»

*
«451 ПО ФАРЕНГЕЙТУ», А.Шапиро, ET CETERA, Москва, 2007г. (8)

Эпиграф к книге Брэдбери в спектакле цитируют открытым текстом
"Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек."
Хуан Рамон Хименес.
При этом режиссер Шапиро пишет как раз строго «вдоль» - моральные прописи о пользе книг (прекрасТной «духовности») и вреде телевидения (ужасТной «бездуховности»).

В содержательном плане повесть Брэдбери это настольная книга нашего шестидесятника (написана в 1953 году, у нас вышла как раз в 1964). Ясные недвусмысленные образы, прямолинейные декларации, послевоенный контекст (позади - Германия 30-х, где сжигали книги, впереди - технический прогресс, унифицирующий личность). Шапиро как раз родом из 60-х, и кто как не он может адекватно передать пафос разлинованной в те годы бумаги. Герои буквально возникают из книжной страницы.
Режиссер применяет самые наглядные полярные решения – черные-черные силовики пожарные (играют в карты) и белые-белые интеллигенты пилигримы (у костра поют под гитару бардовские песни). На одном полюсе кино-злодей Вержбицкий (Битти) – публика его узнаёт и встречает аплодисментами, на другом театральная легенда, золотомасочный Дрейден (Фабер) – публика его НЕ узнает и НЕ встречает. Вержбицкий эффектно «демагогствует», Дрейден «самобичуется» и «кается». Посередине - свой парень Монтег. Приглашение эстонца Эльмо Нюгагнена на эту роль по-моему не выстрелило, иностранцем он не выглядит (да и незачем), но и своим не выглядит тоже, ни холоден ни горяч, играет ровно, но не прошибает.

И при всем при этом спектакль прочитывается не только вдоль линий проложенных Брэдбери и Шапиро.
Все дело во временнОй дистанции, все-таки со времени публикации книги прошло полвека. Режиссер не только адекватно ставит Бредбери, но и учитывает дистанцию (иначе спектакль выглядел бы просто анахронизмом, музейным экспонатом). Форма спектакля принадлежит нашему дню, а сегодня совсем другие линии. Когда возникает совмещение разных линий, плоские прописи обретают смысловой объем. Книга Бредбери сама помещается внутрь спектакля.

Повесть написана в эпоху Гутенберга, в эпоху бумажных книг, а значит - при температуре ниже 451 градуса по Фаренгейту.
Спектакль поставлен в пост-гутенберговскую эпоху, когда человечество уже преодолело отметку 451 и уверенно движется дальше.
То, что для Брэдбери было будущим, для нас стало настоящим.
Особенно эффектным выглядит телевизионные предсказания, вот здесь автор попал в десятку. Телевизионный тоталитаризм уже не фантастика, а самая настоящая сатира на сегодняшний день (поимка опасного преступника Монтега в прямом эфире выглядит как инструкция по производству теленовостей - не важно, что случилось, важно, что показали).
А вот главное, чего НЕ угадал Брэдбери - интернет. Это изобретение делает совершенно излишним всякие информационные запреты, зачем жечь книги, когда их и так перестанут читать, они отомрут за ненужностью. Зачем скрывать информацию, когда можно, наоборот, замусорить информационное пространство и превратить в белый шум.

Интернациональная бригада художников - Заборов (Франция), Фильштинский (Россия), Суханов (Израиль) – работает по технологиям 21-го века. Движутся плоскости, крутятся прожектора. Костюмы пожарных сделаны в комиксовом стиле. Современный ритм диктует мизансцены. Технологии выталкивают мысль из прямой колеи – после замечательного разговора Монтега с Фабером, вложившим ему в ухо микрочип, возникает догадка о сходстве Фабера с Битти. Ведь они – близнецы, оба говорят так много и так гладко, манипулируют простаком Монтегом, вербуют, каждый в свою сторону - один грубой силой , другой тонко (в душу залезает). Но ведь и то и другое - несвобода. Так и хочется сказать – «чума на оба ваши дома». И зрителю (как и Монтегу) хорошо бы освободиться от линий, проложенных режиссером.

Эпиграф к повести я бы продолжил так:
«Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек. А когда убедишься, что писать поперек ничуть не лучше, чем вдоль, - увидишь ложность альтернативы "вдоль-поперек" и только тогда начнешь писать свободно, вдоль собственных линий, а не вдоль-поперек чужих».
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments