Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

БЕРЕГ УТОПИИ и БЕРЕГ АНТИУТОПИИ

*
Еще про «Горе от ума».

А все-таки жаль, что спектакль не получился. Сорвался такой интересный сюжет внутри московского театрального сезона 2007-2008 года. «Горе от ума» Туминаса в Современнике могло бы стать рифмой к «Берегу утопии» Бородина в РАМТе.

И там и там взгляд на Россию с одного (западного) направления, но результат прямо противоположный. Ведь у Стоппарда Россия это БЕРЕГ УТОПИИ. Не только Россия XIX века с барышнями в белом и пылкими юношами-идеалистами ("Россия которую мы потеряли"). Сам факт появления такого спектакля в нынешней Москве и успех, который он имеет у публики (широкий успех, пусть и в "узких кругах"), говорят о том, что русская утопия и русский идеализм вечны.

Точно также и Россия грибоедовская представляется Туминасу вечной, существующей и сейчас, это портрет с натуры, взгляд с запада на противоположный берег – БЕРЕГ АНТИУТОПИИ. Пустое, холодное место с торчащей посреди колокольней ( Пизанской башней, которая вечно падает и никак не упадет). Страна, где книги рубят топором, слуг травят собаками, тело барина трут не мочалками, а волосами девок.
Постановка в «Современнике» могла бы продолжить картину, начатую в «Ревизоре», который Туминас ставил в театре имени Вахтангова. Там место действия располагалось по краям (можно сказать по БЕРЕГАМ) огромной грязной лужи, над которой носилась церковь в виде гигантской метлы или швабры с рваной половой тряпкой. Тот спектакль был полуудачей, а в «Горе от ума» совсем не получилось целостного и художественно убедительного взгляда на изображаемый предмет. Карикатуре первого действия не достает плотности, резкости и размаха, такого как был, например, в «Ревизоре» Херманиса. А второе действие просто распадется на куски.

Быть может причина неудачи в том, что режиссеру не понравилась пьеса (обещал - пришлось ставить) ?

А может быть все дело в нелюбви, подсознательной фобии, которая дремлет, когда режиссер работает на родине, а просыпается только когда он приезжает в Москву. Ведь его литовские постановки по русской классике «Маскарад», «Вишневый сад», «3 сестры» были очень хороши и свободны от фобий. Зимняя Россия в «Маскараде» была прекрасна. В чеховских постановках речь шла вовсе не о России, действие происходило не в антиутопии (где-то на противоположном берегу). То были спектакли о своем береге, о себе, о людях, о любви, страсти, о жизни и о прощании с жизнью.

А может режиссер, приезжая сюда, подстраивается под ожидания принимающей стороны, ведь здесь и во времена Грибоедова и сейчас есть запрос на АНТИУТОПИЮ. Как уже написали в одном отклике, именно этого ждут от ”французика из Бордо” “режиссёраса из Литвы”.

«Вишневый сад» Туминас увидел глазами Фирса, «Три сестры» - глазами Чебутыкина. А «Горе от ума» - увы, глазами французика из Бордо.
Tags: Туминас, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments