Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«Время, вперед!» и «Время, стоп!»

*
«ПРОВОДИМ ЭКСПЕРИМЕНТ», М.Захаров, ЛЕНКОМ, 1984 г. (8)

Вчера вспоминал давний ленкомовский спектакль и подумал о таком парадоксе.

Когда страна молодая (государство молодое и его руководители молоды), она всерьез задумывается о смене поколений. Смена-то по большому счету еще не нужна, однако вся политика выстраивается на будущее. Нынешнее состояние (сегодня, сейчас) самостоятельной ценности не имеет и рассматривается лишь как предисловие к завтрашнему дню. Люди словно подгоняют время («Время, вперед!» «Марш времени» Маяковского из пьесы «Баня»), живут завтрашним днем (сегодняшние радости и горести обесцениваются). Журнал для молодежи называют «Смена» (смысл жизни в молодом возрасте – становиться сменой), для детей - лозунг «будь готов!» (смысл детства в том, чтобы готовится к будущему). Молодых руководителей сменяют еще более молодые.

А когда страна стареет и проблема смены поколений становится не просто актуальной, а необходимой для выживания, - всё наоборот, о проблеме забывают. Возникает сильное (пусть подсознательное) желание, чтобы время остановилось, желание жить сегодняшним днем. Возникает культ «вечного детства», «вечной молодости», и следовательно «вечной старости», незаменимой, потому что смены нет («вечная молодость» никогда не станет зрелостью). А поскольку старость вечна и незаменима, смена ей просто не нужна. Замкнутый круг. Умом люди понимают, что смертны, но гонят неприятную мысль, о будущем думают так - «после нас хоть потоп». Время не только останавливается, но даже обращается вспять и очень старых руководителей сменяют еще более старые.

Театру «Ленком» (тогда «имени Ленинского комсомола», а в 20-е годы ТРАМ - театр рабочей молодежи) самой судьбой было предназначено отразить эту коллизию на сцене (а потом и в жизни). С середины 70-х годов память о ТРАМе каким-то образом стала отзываться в молодой энергетике театра Марка Захарова. В 1984 году, как раз когда очень старого руководителя страны сменил еще более старый, Захаров поставил спектакль «Проводим эксперимент». На некотором солидном заводе в порядке эксперимента (то есть как бы понарошку, на время) решили доверить все руководящие посты молодым дублерам.

Пьесу написал Марк Захаров по сценарию Валентина Черных. Производственная тема к тому времени уже стала театральной рутиной, сюжеты сочинялись под копирку – к производственным проблемам навешивалась лирическая линия (семейная драма руководителя или производственный роман).

Захаров придал ей несерьезный, ироничный тон и спектакль вышел совсем не рутинный – неорганизованный, суматошный, но живой и зажигательный. За лирику отвечали красивые актрисы (Шанина). Сюжетная линия и всякие важные проблемы терялись в сценической кутерьме, громкой музыке, забавных комических сценках из жизни обычного советского учреждения («конторы»).
Даже внешне спектакль был не похож на спектакль. Олег Шейнцис поставил на сцене гигантский вентилятор, что-то типа самолетной турбины, в окружении мостков как в цеху. Турбина время от времени запускалась, что-то грохотало, включались прожектора.

Солидную компанию начальства (директор – Скоробогатов, парторг – Никифоров, министр – Колычев) и раздолбайскую компанию дублеров (Проскурин, Овчинников, Леонов-мл.) соединяла секретарша (Вера Орлова) – самый занятный персонаж спектакля, единственный человек, который отнесся к «смене поколений» по-человечески, всерьез. Секретаршу не стали заменять на дублера и она, как человек, который «службу знает», от всей души делилась мудрые советами и житейскими хитростями.

Дублеры из поколения пофигистов поначалу не очень то вкладывались в эксперимент. У персонажа Радия Овчинникова была замечательная фамилия ( Шнурков) и соответствующая несерьезная «патлатая» внешность. Хотя главный герой – дублер директора (его играл Виктор Проскурин) обладал явной харизмой и потенциалом (возможно тут цеплялось нечто личное, желание не такого уж молодого актера вырасти из молодых ролей).
Начальство имело весьма отдаленные представления о собственной «смене». Они выбрали именно эту компанию дублеров, потому что те часто засиживались на заводе допоздна. Компания оставалась, чтобы банально резаться в преферанс, а начальство думало – может они изобретают чего.

Получился такой развеселый контрапункт к эпохе. Я смотрел спектакль в апреле 85 года, тогда почему-то не увидел параллелей с приходом молодого «дублера» на высший пост в стране, а сейчас думаю о провидческом таланте Захарова (несмотря на всю легковесность режиссерского почерка), наглядно показавшего что бывает, когда нарушается естественная смена поколений и приходится прибегать к «экспериментам» - в театре веселым, а в жизни - не очень.
Вообще-то, для полноты эксперимента ему следовало и постановку доверить дублерам. Он привлек к работе двух молодых режиссеров (один из них был тогда еще студентом Гитиса), но выпускал спектакль сам. Видимо, считал себя еще достаточно молодым.
А вскоре сам повторил тот же путь «вечной молодости, вечной старости» и постепенно погрузил в тот же застой собственный театр.
Tags: Ленком, театр
Subscribe

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments