Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«ПИКОВАЯ ДАМА», В.Фокин, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, Москва, 2007г. (7)

.
Начинается с предельно плоской картинки – силуэты вырезанные из черной бумаги. Только два пространственных измерения – ширина и высота, а глубины нет. Трехмерное пространство сцены превращено в плоскость экрана, похоже на анимационный фильм «Таинственные путешествия Джаспера Морелло».

Заканчивается картинкой обьемной, у сцены появляется глубина и фигуры людей, столь же условные, как и в начале, силуэты, тени, удаляются вглубь, в белесый «молочный» туман и блуждают там. На авансцене лежит тело Германа, рядом стоит его соперник Елецкий. Образ красивый и содержательный, эффектная финальная точка. Зритель остается в том же недоумении, что и Елецкий, смысл произошедшего зрителю не ясен, смысл также блуждает в тумане, как и персонажи хора.

Картинка сделана замечательно от первого до последнего кадра - очень зрелищно, очень красиво. Браво режиссеру Фокину, художнику Боровскому и художнику по свету Исмагилову !
В некоторых узловых точках она связана с предшествующими «петербургскими» постановками Фокина и Боровского (массивные имперские колонны, как в “Ревизоре”, туман, как в “Шинели”, мост над водой как в “Двойнике”). Декорация – прямая наследница декорации Давида Боровского из «Евгения Онегина». Тоже ряд колонн и мостик, только здесь колонны сдвоенные и вся конструкция более темная и массивная, не мостик, а мост. Такое утяжеление вполне соответствует характеру произведения – более мрачному. Сдвоенные колонны хорошо используются режиссером, между колоннами достаточно места, чтобы спрятать там Германа.

Мрачный колорит и богатство оттенков серого, цвета добавляются изредка и очень уместно.
Темно зеленый цвет сукна на игорных столах, зеленым сукном покрыт нижний этаж декорации, второе дно (что наша жизнь – игра), действие по большей части разворачивается на втором этаже. В сцене на мосту сукно становится мутно-зелеными водами Невы.
Темно желтый цвет в сценах бала, свет свечей, сколько свечей ни зажигай - все равно не разгоняют темноту зимнего петербургского дня. В этот момент зажигаются (вполнакала) и люстры в зале.

Проблема спектакля в том, что действие – драматическое и музыкальное не всегда соответствует тщательно проработанной картинке. Во многих эпизодах первой части музыка звучит сама по себе, отдельно от того, что видят зрители. Действующие лица-певцы словно взяты напрокат из рутинной постановки оперы, они послушно двигаются по мизансценам режиссера из точки в точки, но не наполняют рисунок актерской игрой, а главное, поют невыразительно. Провести замысел режиссера через главных героев оперы не удалось. Особенно не удался Герман (Давыдов). Майсурадзе, певшего на премьере, кто-то из острых на язык критиков сравнил со Шреком, Давыдова можно сравнить с Винокуром, ему добавили седины, чтобы подчеркнуть болезнь, безумие, но получилось неубедительно.
Оркестр напрочь заглушал хор и в первой части музыкальный ряд редко достигал такого совершенства условности, как картинка. Если художник выбрал не реалистическую полноцветную живопись, а графику, условную почти черно-белую, то и музыка должна быть графичной. Это соответствует замыслу Плетнева, насколько я его замысел понял, но исполнение подкачало.
Зато во втором действии соответствие было. Оркестр играл сдержанно, суховато, без бурных лирических волн. Музыка стала призрачной и стала пробирать. А к последней арии Лизы (свидание на мосту) и Моногарова наконец-то распелась, голос зазвучал и сразу вписался в общую постройку.
Tags: Фокин, опера, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…