Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Клоун Лев Николаевич

*
"ВОСКРЕСЕНИЕ. СУПЕР", Ю.Бутусов, ТЕАТР п/р ТАБАКОВА, Москва, 2004г. (10)

В московском спектакле соединились классический (жесткий, холодный) петербургский взгляд на человека режиссера Ю.Бутусова и современный (чернушный, безбашенный) уральский драматургов Пресняковых. Сочетание - СУПЕР! Что касается "Воскресения" Л.Толстого, классик и его роман взяты не в качестве "источника мудрости", а в качестве объекта диалога, полемики, временами даже издевки.

Белый клоун.

Нехлюдов - жалок, мелок, нелеп. Его самокопание и поиски смысла жизни вызывают смех и чем дальше он заходит, тем смешнее выглядит - Пьеро в цилиндре, белых перчатках, фраке и валенках. Ему "гадко" надевать фрак и штиблеты и идти на званый обед, но ведь ходить во фраке и босиком тоже "гадко", а во фраке и в валенках - еще "гаже". Увы, никакое "воскресение" невозможно. Все усилия человека тщетны. Невозможно раствориться в "народных массах" (режиссер нашел выразительный образ массы в серых арестантских робах - серая корка, под ней раскаленная лава, отличный эпизод - Куличков в роли гармониста). Невозможно вернуться в свой круг (он показан карикатурно в духе "10 дней" Любимова). Невозможно ни на что опереться, разве что на одно воспоминание юности - один миг полного счастья (встреча с Катюшей на празднике Пасхи), но вернуться, воскресить это состояние тоже невозможно. Можно только вспоминать и тогда на бледном, изможденном, озабоченном лице клоуна наконец появляется блаженная улыбка.
Бедный, бедный клоун!

Два князя и граф.

В.Егоров-Нехлюдов/Толстой (персонаж пьесы - художник, Пресняковы объединили в этом образе персонаж романа Толстого и самого Л.Н.) вызывает ссылку не только на Белого клоуна из "Смертельного номера". Объектом безжалостной пародии в спектакле становится не только реальный Лев Николаевич, но и виртуальный Лев Николаевич, В.Егоров - князь Мышкин из спектакля А.Марина "Идиот". И ведь насколько проще было артисту играть того милого князя в романтичных черных кудрях и элегантном костюме. Князь-граф в пьесе Пресняковых орешек покрепче, потому и результат получился СУПЕР.

Не унывай!

В пару Белому Клоуну (Нехлюдову-В.Егорову) Пресняковы и Бутусов дали Рыжего Клоуна, эту роль играет М.Хомяков,точнее несколько ролей, обьединенных в прикольный и совершено не-толстовский образ. Такие иррациональный чудаки в рациональный художественный мир Л.Н. никак не помещаются (другое дело Гоголь или Достоевский). Рыжий как и положено вовсю подсмеивается над Белым - пародирует, забегает на шаг вперед, оглядывается и показывает нос, но Рыжий и утешает Белого в финале - не унывай! Хомяков выдает каскад СУПЕР-сцен одна другой вкуснее. Его герои наслаждаются жизнью, никаких проблем не испытывают и самый горячий поцелуй Катюши достается одному из них - веселому нищему калеке.
Tags: Бутусов, ТАБАКЕРКА, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…