Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА», М.Эк, «КУЛБЕРГ-БАЛЕТ», 1999г. (10)

.
Постановку Эка вполне можно рассматривать как самостоятельный балет на музыку Чайковского, без отсылок к первоисточникам (ни к литературному - сказке Перро, ни к театральному - балету Петипа). Здесь совершенно другой сюжет, про другое, с другими действующими лицами.

Смысловая игра со спектаклем Петипа это своеобразный бонус, который придает балету Эка дополнительную остроту, поэтому он назвал своих вполне прозаических, совершенно не сказочных героев также, как Петипа (король Флорестан, Карабос, Аврора, Дезире и т.п.).
В спектакле не так много пересмешничества (как это было у Матса Эка в «Лебедином озере» и «Жизели»). Здесь можно было вообще-то обойтись и без совпадения имен, но буквальные отсылки к классической «Спящей красавице» делают нагляднее полемику с идеологией классического балета. Эк сделал примерно то же, что сделали неореалисты в итальянском кино, демонстративно порвал с условностью и выпустил на сцену обычных людей.

The king of Marigold was in the kitchen cooking breakfast for the queen.
(Lennon, McCartney)

Первая сцена спектакля – очевидно неореалистическая. Свидание двух бедно одетых героев в бедной комнатке – голые темные стены, из мебели один стол. Король Флорестан и королева Сильвия танцуют любовные дуэт, но любовь здесь совсем не такая, как в классическом балете, не «вздохи на скамейке и прогулки при луне», здесь - такая любовь, от которой потом возникает беременность и родятся дети. Грубоватая пластика постановщика в подобной приземленной истории оказывается как раз на месте.

Когда на сцене появляется автомобиль – признак достатка, мы словно продолжаем двигаться по дороге, проложенной послевоенным европейским кино, от бедного неореализма 40-х годов - к кино 50-х годов, времен экономического подьема.

На пороге жизни

В следующей сцене действие происходит в роддоме, можно вспомнить популярный в 50-е годы фильм «На пороге жизни», но настроение совершенно не-бергмановское, начало сцены – комическое, острохарактерное с участием разноцветных феи – медсестёр. Последней (последним) появляется «черная фея» (здесь мужского пола, то есть «фей») Карабос. Это врач арабского происхождения, «черномазый» что потом будет отыграно в сюжете.
Роды показаны и натуралистично и символично. Рождается большое белое яйцо и родители таскают его, как спеленутого младенца.

Уже по сцене в роддоме можно отметить несколько важных спектаклеобразующих моментов.

1) Внедрение эксцентрики в прозаический сюжет (за эксцентрику отвечают феи). При этом кинематографическими приемами режиссер владеет также лихо, как и театральными (жвачка залетает в рот феи, парик запрыгивает на голову). Эксцентрика и клоунада сопровождает действие до самого конца, апофеоз – абсурдный сон принца, кулинарная лекция.
2) Режиссер находит интересный способ подчеркнуть важное смысловой отличие своей современной версии «Спящей красавицы» от классической. Герои спектакля Петипа это действительно Герои (с большой буквы), исключительные личности. Герои Эка это люди из толпы, одни из многих. Их история не чудесная, не исключительная, а типичная. Поэтому на сцене время от времени появляется множество двойников героев. Первый раз, в сцене у родома танцует множество будущих отцов. Потом будет хор старух, хор принцесс и принцев.
3) Незаурядный актерский талант Гуниллы Хаммар (Сильвии). Она не только балетная актриса, а просто очень хорошая актриса и за пределами балетной условности.
4) В собственно балетной части спектакля, наибольшее впечатление производит кошачья пластинка Гамаля Гауда (Карабос). Он в полную силу развернулся позже, когда появился в сюжете второй раз в качестве человека с улицы, мигранта, первого мужчины Сильвии.

Понаехали тут.

С рождением принцессы Авроры закончилась предыстория и началась история. Принцесса растет. Знакомится с мальчиками, потом с "мигрантом" по имени Карабос (араб, наверное).
Ну а потом появляется принц. В классической версии сюжета принц попадает из одной сказки в другую, из одного условного сказочного мира - в другой еще более условный-сказочный, уснувший на 100 лет. Соответственно, у Эка принц должен попасть из одной реальности в другую, в реальность сюжета из какой-то другой реальности. Видимо, в театральной версии один из зрителей забирался на сцену из зала.
В киноверсии принц входит в реальность театрального спектакля из-за кадра, из внесценической реальности сьемочной группы.
Попав в кадр принц ведет себя очень «реально» - грубо расталкивает ассистентов, громко возмущается происходящим, спорит с танцовщицами, а «фея Карабос» обзывает черномазым и, недолго думая, убивает из пистолета. "Реальный пацан", Аврора достается ему по праву сильного.

В финале принц и принцесса оказываются в той же комнате и за тем же столом, где встречались родители Авроры в первой сцене спектакля. Сюжет закольцован – свадьба, беременность, роды. Вот только ребенок у Авроры рождается черный (черное яйцо), это ребенок от «черномазого», убитого принцем.
Принц порывается бежать, но все-таки возвращается в семью и берет черного младенца на руки. Если продолжить кинематографические аналогии (всё-таки Эк родился в наполовину театральной, наполовину киношной семье), то можно сказать, что из Европы времен «неореализма» режиссер привел нас в современную Европу - мультирасовую, как в фильме Блие «Раз, два, три, солнце».
Tags: театр
Subscribe

  • Рас-кая-ние Кая

    . «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ», К.Богомолов, ПРИЮТ КОМЕДИАНТА, СПб, 2019г. (10) Посмотрел во второй раз (первым была трансляция Золотой Маски).…

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments