Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Война окончена.

.
«АЛЕКСАНДРА», А.Сокуров, Россия, 2007 г. (9)

Когда смотрел фильм, в памяти возникали самые простые строчки из школьной русской классики :

- «мороз-воевода дозором обходит владенья свои». Только здесь не Мороз-воевода, а бабушка Александра, тоже "некрасовский" персонаж («есть женщины в русских селеньях»). Она обходит дозором самые проблемные из своих владений, самые горячие точки.

- «и чувства добрые я лирой пробуждал». Фильм о военных, о войне (здесь чеченская война – тема, а не повод, как в фильме “12”) сделан с добрым пафосом умиротворения.

Снято очень просто и естественно, сюжет – линейный (приехала, побыла и уехала). Играет натура и фактура, а камера просто фиксирует. Разительный контраст с предыдущим военно-фактурным фильмом Сокурова «Отец и сын». Тот был мутный, претенциозный и двусмысленный, а этот – ясный, безыскусный, с простым однозначным посланием.

Антураж - документальный. Вагоны, БТРы, палатки, разрушенные дома – всё подлинное. Такое впечатление, что военные и местные жители играют самих себя. Лицо солдата, которого приставили сопровождать бабушку, напомнило одного молодого театрального актера – Евгения Ткачука (Ипполит в “Федре” Жолдака), но я был очень удивлен, когда на титрах выяснилось, что это и был Ткачук. Впрочем, большинство военных действительно играют сами себя.

Рядом с такой выразительной мужской натурой нужна была очень сильная актриса, чтобы возникло равновесие мужского и женского. Приглашение на заглавную роль Галины Вишневской сработало на все сто. Харизма Вишневской очень кинематографична, что было ясно еще по фильму «Катерина Измайлова».
Помещение оперной дивы – величественной и статичной – в подлинную среду кинокадра подчеркивает неординарность ситуации. Можно вспомнить приглашение Марии Каллас в «Медею» Пазолини. Только задачи в этих двух случаях решались противоположные. Каллас взрывала, вносила тревожную ноту в натуральный природный фон, а Вишневская наоборот вносит успокоение в мир перенапряженный, уставший от войны.
Вишневская (как и все остальные участники сьемок - профессионалы или непрофессионалы) в положении скорее не актрисы, а натурщицы, ей не нужно ничего играть лицом, простое присутствие в кадре решает все художественные задачи. На образ работают и точные детали (гребешок в волосах, сережки). В фильме много таких подробностей, случайно попавших в кадр (солдат кормит котенка, связка книг на полу в квартире чеченской женщины).
А еще очень помогает создать нужную спокойную, сосредоточенную и углубленную авторскую интонацию музыка. Написана современным автором, а звучит как классика (записана оркестром Мариинского театра под управлением Гергиева) .
Tags: Гергиев, кино
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment