Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Исход. Кармен.

.
«КАРМЕН. ИСХОД», А.Жолдак, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2007 г. (7)

Жолдак не удивил новыми формами, формы ровно те же самые, что были в его предыдущей московской постановке «Федра. Золотой колос.». Та же структура текста – доморощенная вариация на вечный сюжет, тот же коллаж из кино, театра и рок-концерта, даже названия сходно составлены.

Зато удивил масштабом. Понятно зачем потребовалась большая сцена – полиэкранное изображение впечатляет (кино и прямая видеотрансляция на три экрана и театральное действие на двух этажах сцены и двух боковых площадках).
На этот раз спектакль поставлен в обратном хронологическом порядке. Сначала «Исход» (послесловие), а потом, после антракта, «Кармен» (основная часть).

Исход. День рождения Кармен.

Первое действие вышло намного более интересным, потому что более концентрированным. Кинематографический талант налицо, изображение цепляет, а когда спроектировано на три экрана, впечатляет втройне. Кино в авангардном духе, мне напомнило Сокурова – долгие проезды по дороге и многократные наезды и отьезды на лицо актрисы, такой ритм вводит зрителя в транс, а Жолдак еще и музыкой и железнодорожным шумовым фоном помогает усилить гипнотизм.
Действие закручено на простом месседже, доказательство теоремы от обратного. Нам показывают день рождения Кармен, которая осталась жива и прожила с Хозе долгую жизнь (дети, внуки, правнуки), никому не нужная кусачая старуха, впавшая в маразм.

Кармен и Хозе. Путана и милицАнер.

Второе действие избыточно и затянуто. Слишком много дополнительных вставок, режиссер очень любит себя в искусстве и с неохотой расстается с придумками и приколами, нагромождая один на другой.
Елена Коренева в роли дочери Кармен, которую играет Миронова, это прикол. Коренева не очень то нужна уже и в первом действии, а во втором и совсем лишняя.
Первая сцена (запись репетиции) – лишняя.
А главное, слишком много кино. Все-таки публика приходит в театр не за тем, чтобы смотреть кино на экране, установленном на сцене. Кино в театре не должно длиться долго, не должно быть повествовательным, а главное, не должно быть самодостаточным, все время должно сопрягаться с действием на сцене. Когда кино представляет собой авангардный фон, смотрится прекрасно, тем более на трех экранах (втрое прекраснее), а вот повествовательные киноэпизоды – провисают.
Буквально следовать сюжету Мериме – это лишнее. Да и актуализация проведена очень предсказуемо (вокзал, казино). Почему «безбашенный» Жолдак так трусливо держится за сюжет? Почему разжевывает уже разжеванное? Тупым зрителям этот авангард не нужен, а те, кому нужен, уже давно все поняли. Почему опять «Каста дива» (фрукт – яблоко, поэт - Пушкин) ?

И еще одно «почему». Почему, черт возьми, милицАнеры моются в бане в трусах? И это «тот самый Жолдак»? Скандалист и провокатор? Не верю!

Слишком много форм, много сцен, но зато и настоящего театра очень много. Пластические дуэты Кармен и Хозе – превосходны. Видеодуэт (его глаза на левом экране), ее глаза на правом экране) – пожалуй лучшая любовная сцена в театре последних лет. Совмещение сценического действия и видеопроекции дает потрясающий стереоскопический эффект.

И еще одно очевидное достоинство – в этой «Кармен» была Кармен. Миронова подана как дива. Режиссер изготовил для нее величественный (пусть и нескладный) пьедестал. Актриса находится в фокусе спектакля, словно на приборном стекле микроскопа, и такие сверхкрупные планы она выдерживает.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments